Войти в почту

США и ЕС ищут «слабое звено» обхода антироссийских санкций в Центральной Азии. Комментарий Георгия Бовта

Помощник министра финансов США по борьбе с финансовыми преступлениями Элизабет Розенберг, находясь в Казахстане с двухдневным визитом, заявила о возрастающих рисках вторичных санкций в отношении казахстанских банков и компаний, которые будут помогать России в обходе введенных против нее ограничений. После посещения Астаны и Алма-Аты Розенберг отправится в Бишкек, чтобы обсудить аналогичную проблему с руководством Киргизии. Чего ждать дальше?

США и ЕС ищут «слабое звено» обхода антироссийских санкций в Центральной Азии. Комментарий Георгия Бовта
© BFM.RU

Лидеры Евросоюза и США не скрывают, что главной задачей на текущий год является не столько введение новых санкций против России, хотя они будут, но ужесточение режима их соблюдения. Главными объектами воздействия со стороны санкционеров станут страны, которые содействуют России в обходе ограничительных мер. Евросоюз учредил даже должность спецпосланника ЕС по санкциям. Занимающий ее Дэвид О'Салливан прибыл в Казахстан вместе с представителем Минфина США Элизабет Розенберг. Несколькими днями ранее замминистра финансов США по борьбе с терроризмом и финансовой разведке Брайан Нельсон побывал в Швейцарии, Италии и Австрии примерно с такой же угрожающе-предупреждающей миссией, проведя разъяснительную работу с теми, кто продолжает работать с Россией. Результаты этих вояжей будут доложены на саммите «Большой семерки» в Хиросиме в середине мая, чтобы определиться относительно осуществимости введения полного экспортного эмбарго в отношении России.

Среднеазиатские страны видятся США потенциально уязвимым «слабым звеном», хотя Казахстан и Киргизия являются членами Евразийского союза. Но давить на Турцию или Китай куда сложнее. В феврале в Казахстане и Узбекистане побывал госсекретарь США Блинкен. Его помощники по делам Южной и Центральной Азии Дональд Лу и Узра Зея фактически не вылезают из региона.

У Запада накопилось много вопросов к российским партнерам. Так, в начале года Европейский банк реконструкции и развития опубликовал доклад, согласно которому после введения санкций экспорт из ЕС и Великобритании в Россию сократился вдвое, но зато экспорт из Европы в Армению, Казахстан и Киргизию подскочил на 15-90% по разным категориям товаров. Если в целом экспорт из Казахстана в Россию вырос лишь на четверть — до почти 9 млрд долларов, то экспорт попавших под западные санкции телевизоров, мониторов и проекторов увеличился в 312 раз, компьютеров — в 215 раз, а телефонов — в 88 раз. Экспорт из Казахстана в Россию также оказавшихся под санкциями стиральных машин составил почти 100 тысяч штук, годом ранее он отсутствовал вовсе. Поставки полупроводников из Казахстана подскочили более чем в 300 раз — до 3,7 млн долларов в денежном выражении. Также Казахстан и Киргизия стали вдруг крупными экспортерами древесины в ЕC.

Аномалии наблюдаются и по отдельным страновым направлениям. Например, по данным журнала Spiegel Online, доходы немецких компаний от торговли с Казахстаном выросли по сравнению с 2018-2020 годами на 210%, с Киргизией — и вовсе на 1157%. По словам упомянутого Дэвида О'Салливана, который в марте уже побывал в Киргизии, по итогам 2022 года экспорт товаров из ЕС в эту страну вырос на 300%, а по некоторым позициям, охватывающим передовые технологии и товары двойного назначения, — на 700%. В Минторге Казахстана пытались оправдаться: мол, резкий рост экспорта в Россию отдельных видов товаров типа телевизоров, мониторов и проекторов объясняется реэкспортом их не из Европы, а из Китая, Индии и Вьетнама.

Однако, поскольку те же США трактуют собственный санкционный режим как универсальный, распространяющийся на все страны, то от вторичных санкций такое объяснение может не спасти. Западное давление уже дало первые результаты: с 1 апреля Казахстан ужесточил контроль за торговлей с Россией, введя обязательное оформление сопроводительных накладных на транзитные товары и запустив онлайн-систему, отслеживающую весь путь движения товаров.

Помимо кнута, впрочем, западные чиновники обещают и пряники для Казахстана. В частности, ЕС готовит целый план укрепления связей с Астаной, включая расширение авиасообщения, а также увеличение закупок казахской нефти. Европа поддерживает намерения Астаны активнее задействовать альтернативные проходящему через Россию до Новороссийска Каспийскому трубопроводному консорциуму маршруты поставки нефти. Прежде всего за счет трубопровода Баку — Тбилиси — Джейхан, до которого пока казахская нефть доставляется танкерами через Каспий. В первом квартале этого года такие поставки увеличились год к году почти в восемь раз — до 163 тысяч тонн. Но это по-прежнему незначительный объем по сравнению с поставками через КТК: в 2021 году через Новороссийск было прокачано 52 млн тонн казахской нефти.

Вряд ли Казахстан и его соседи смогут противостоять в полной мере давлению Запада. Они будут вынуждены пойти на ограничение российского параллельного импорта. Также можно ожидать демонстративного — поскольку такие меры хорошо продаются в информационном плане — увеличения давления и на простых российских граждан, которым следует опасаться ужесточения политики, например со стороны казахских и других центральноазиатских банков.