Волгоградские машиностроители получат 5,6 млрд рублей господдержки
Представители регионального отделения Союза машиностроителей России, банковской сферы, профильных ведомств и промышленных предприятий приняли участие в расширенном заседании. Оно было посвящено вопросам импортозамещения, финансовым и нефинансовым мерам господдержки машиностроительной отрасли и оборонного комплекса. Участники встречи обсудили инструменты поддержки, которые предлагаются со стороны федерации и региона, а также поделились опытом реализации инвестпроектов на своих предприятиях.
Развитие с помощью господдержки
В условиях санкций и ограничений волгоградский индустриальный сектор активно использует меры поддержки, разработанные на уровне региона и страны. Помощь со стороны государства позволяет не только удержаться на плаву в непростой период, но и нарастить объемы производства, открыть новые площадки, обновить уже существующие, а также создать дополнительные рабочие места.
– В ситуации, когда западные страны ввели определенные ограничения, мы понимаем, что положительная динамика промышленного комплекса непосредственно связана с обеспечением национальной безопасности не только региона, но и государства, – открывая заседание, отметил заместитель губернатора Олег Николаев. – Созданная на территории Волгоградской области индустриальная база и господдержка на уровне федерации и региона позволили нашей области сохранить лидирующие позиции индустриального центра и обеспечить рост динамики производства.
За последние восемь лет на территории региона реализовано 139 крупных инвестиционных проектов, которые были направлены на открытие новых производств и модернизацию уже существующих площадок. Общий объем инвестиций составил более 300 млрд рублей, что позволило создать порядка 10 тысяч рабочих мест. Предприятия машиностроительного комплекса активно участвуют в федеральных и региональных программах, пользуются займами и грантами, которые предлагает Фонд развития промышленности (ФРП) Волгоградской области.
– За шесть лет работы региональный ФРП, созданный по инициативе губернатора в 2017 году, стал ключевым инструментом реализации стратегических проектов, которые инвестируются на территории региона, – сообщил Николаев. – За этот период Фонд оказал содействие более 30 промпредприятиям на общую сумму более 1 млрд рублей. Положительный эффект демонстрируют результаты 2022 года – общий индекс промпроизводства региона почти на четыре пункта превысил общероссийский. В регионе также эффективно используются федеральные меры поддержки.
С 2014-го по 2022 год машиностроительными и оборонными предприятиями региона реализовано более 30 инвестпроектов на общую сумму свыше 40 млрд рублей, объем господдержки составил в этот период 9,6 млрд рублей. В 2023 году еще 9 предприятий отрасли планируют воспользоваться мерами поддержки в размере 5,6 млрд рублей.
Новые горизонты с инвестпроектами
Представители банковского сектора озвучили инструменты финансовой и нефинансовой помощи, которые предлагаются предприятиям машиностроительной отрасли и ОПК, а представители предприятий поделились своим опытом развития производства с участием мер господдержки.
Волгоградский завод по производству емкостного оборудования для нефтегазовой отрасли уже несколько лет участвует в различных инвестпроектах. Реализация одного из них позволила создать новый производственный участок с современным оборудованием и выпустить продукции более чем на 2 млрд рублей. В настоящее время предприятие участвует в проекте регионального Фонда развития промышленности «Цифровизация». С помощью программы субсидирования ему удалось полностью обновить программный продукт, на основе которого работают конструкторы-технологи, а также полностью заменить парк устаревших компьютеров.
– На сегодняшний день проект находится в стадии реализации, но итоги уже есть – мы увеличили производительность труда в инженерной службе, а также начали учиться 3D-проектированию, то есть стали использовать более современный инструмент, – рассказал представитель завода.
– В этом году с помощью регионального Фонда развития промышленности планируем реализовать большой инфраструктурный проект. Уже подали заявку, сейчас готовим бизнес-план. Господдержка на самом деле работает. Сначала мы немного боялись отчетности, но если внутри предприятия все грамотно настроено, никаких проблем не будет. После того, как мы это поняли, стали успешно пользоваться инструментами, которые предлагает государство.
Камышинскому заводу, который специализируется на производстве автокранов, господдержка помогла подняться с колен. В какой-то момент на предприятии сложилась непростая ситуация, но программа субсидирования скидок для конечного потребителя помогла распространить торговую марку по территории России и завоевать популярность у клиентов. Общая сумма по двум программам субсидирования скидок – порядка 100-150 млн рублей. Способствовала развитию завода и мера поддержки по компенсации затрат на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ – на реализацию проекта по данному направлению предприятие получило порядка 20 млн рублей.
– В прошлом году региональные власти также оказали нам существенную помощь в пополнении оборотных средств в виде льготного займа в размере 50 млн рублей под очень низкий процент, – сообщил руководитель предприятия. – На эти деньги мы приобрели неотъемлемую часть автокрана – шасси КАМАЗ. В 2021 году удалось успешно реализовать первый этап программы производительности труда и получить сертификат. В этом году мы планируем подать заявку на участие в федеральной программе Фонда развития промышленности, оформить льготный кредит на сумму 250-300 млн рублей, который пойдет на приобретение оборудования в рамках инвестиционного проекта.
Кадры решают все
Особое внимание участники встречи уделили кадровому вопросу. Председатель областного комитета по труду и занятости населения Дмитрий Локтионов сообщил, что с начала 2023 года в организациях отрасли закрыто 1688 вакансий. Более 600 человек удалось трудоустроить по итогам проведения специализированных ярмарок, в том числе таких масштабных мероприятий, как «Работа России. Время возможностей», которое впервые прошло одновременно во всех субъектах страны.
Вопросы подготовки специалистов будут решаться в рамках сотрудничества между Волгоградским региональным отделением «Союзмаш» и облкомобразования. Соответствующее соглашение стороны подписали в ходе сегодняшнего заседания.
На встрече также обсуждались вопросы, требующие совместного решения – например, реализация и поддержка импортозамещающих проектов в сфере производства крепежа.
Добавим, в машиностроительном комплексе задействовано более 550 предприятий региона. Волгоградская область входит в число лидеров по ЮФО и находится в первой десятке субъектов РФ по производству подшипников, автобусов, автокранов. В 2022 году машиностроители отгрузили собственной продукции на сумму более 61 млрд рублей, что на 19 % больше показателя предыдущего года.
Региональные власти не собираются останавливаться на достигнутых результатах – на встрече с общественностью губернатор Андрей Бочаров обозначил новые ориентиры для промышленного сектора на ближайшие десять лет. Так, к 2034 году до 33,5% планируется нарастить вклад отрасли в ВРП, увеличить годовой объем промпроизводства до 2,2 трлн рублей, обеспечить объем инвестиций на уровне 750 млрд рублей и создать порядка 11 тыс. новых рабочих мест.