Выдача автомобильных кредитов сократилась на треть: каких изменений ждут эксперты
Автокредитование сильнее всех розничных сегментов кредитования просело из-за санкций - выдачи таких видов кредитов сократились в прошлом году более чем на треть. С российского рынка ушло большинство международных автоконцернов, дефицит машин усилился, параллельный импорт только начал набирать обороты. Опрошенные "РГ" эксперты и банки считают, что ситуация медленно восстанавливается, однако о возвращении показателей к уровню 2021 года речи не идет.
По данным Банка России, в прошлом году портфель автокредитов снизился на 3,7%, или на 47 млрд рублей, а выдачи сократились на 36%. В целом продажи автомобилей сократились на 58,8%, или на 979 тысяч штук, по сравнению с 2021 годом.
"В случае стабильной макроэкономической ситуации и отсутствия новых внешних шоков в сегменте автокредитования мы ожидаем некоторого ускорения темпов роста портфеля автокредитов (до 5%) в сравнении с прошлым годом, когда портфель сократился на 4%", - отметил замдиректора группы рейтингов финансовых институтов агентства НКР Егор Лопатин.
По его мнению, в этом году негативно на динамике сегмента продолжит сказываться дефицит новых автомобилей, а также удлинение срока владения автомобилем, а продление льготной ипотеки поможет подстегнуть рынок.
По словам доцента кафедры мировых финансовых рынков и финтеха РЭУ им. Г.В. Плеханова Татьяны Белянчиковой, кэптивные банки крупнейших мировых автопроизводителей практически перестали выдавать кредиты на покупку новых автомобилей, кредитуя только прио бретение подержанных авто собственных марок. Но активизировались банки с российским капиталом.
Ставки достаточно высоки, от 9 до 18%, а госпрограммы субсидирования касаются в основном приобретения отечественных машин и электромобилей, доля которых на рынке весьма и весьма незначительна. С учетом того, что цены на автомобили в существующих условиях выросли, общий объем кредитования тоже растет, но не по количеству взятых кредитов, а именно в стоимостном, рублевом выражении. "Если говорить о прогнозах, то, скорее всего, если программы субсидирования не будут остановлены, рост объемов кредитования на данном сегменте рынка будет продолжен", - считает она.
Рынок автокредитования в 2023 году продолжил восстановление. И если за январь-февраль совокупные выдачи на рынке составили 154 млрд рублей, что на 13% ниже аналогичного периода прошлого года, то уже по итогам первого квартала объем выдач превысил 251 млрд рублей (в том числе более 96 млрд рублей в марте), на 22% превысив показатели первого квартала прошлого года.
Инфографика "РГ" / Леонид Кулешов / Гульнара Вахитова
В ВТБ в первом квартале 2023 года выдачи автокредитов выросли на четверть: заемщики получили 250 млрд рублей, что превышает даже уровень рекордного 2021 года на 8%. В кредитной организации отметили, что в условиях ограниченного выбора новых автомобилей на российском рынке высокую долю в выдачах кредитов по-прежнему занимают транспортные средства с пробегом.
В январе-марте 2023 года машины на вторичном рынке приобрели 60% клиентов ВТБ. Наибольший интерес заемщики проявляли к маркам Kia, Hyundai и Lada, а средний возраст приобретаемого авто составил 7,2 года.
В банке "Уралсиб" прогнозируют дальнейший рост и развитие рынка подержанных авто.
Младший директор по банковским рейтингам "Эксперт РА" Анатолий Перфильев ожидает в 2023 году продолжения экспансии китайского автопрома и проведения государственных мер по стимулированию отечественного производства и параллельного импорта. "Однако указанные процессы находятся на стадии становления: покупатели присматриваются к китайским брендам, отечественный автопром налаживает производство, параллельный импорт сталкивается с бюрократическими сложностями, что в конечном итоге существенно ограничит возможности рынка автокредитов вернуться к уровню 2021 года", - полагает он.
По словам руководителя "Открытие Авто" (блока автобизнеса банка "Открытие") Марины Дембицкой, итоги первого квартала по банку подтверждают общерыночные тенденции: если выдачи автокредитов по банку за январь-февраль в объемах и количестве сделок составляли пока все еще 85-90% от объемов выдач января-февраля 2022 года, то за первые три месяца текущего года клиенты оформили автокредитов более чем на 25,3 млрд рублей, что на 37% превышает показатели первого квартала прошлого года.
"Банки весь год продолжали придерживаться консервативного подхода при кредитовании граждан, а оживление рынка во втором полугодии 2022 года и возобновленная программа льготного автокредитования не смогли нивелировать весенний провал рынка", - заключила Дембицкая.