Свердловские агрокомплексы смогут избежать штрафов за складирование навоза
На территории Свердловской области работает свыше 200 животноводческих предприятий разных форм собственности, от крупных фабрик до небольших фермерских хозяйств. Поголовье крупного рогатого скота составляет 258 тысяч голов, свиней – 378 тысяч, птицы – порядка 12 миллионов. Ежегодно эта "армия" производит порядка 2 миллионов тонн отходов. Такие данные 10 апреля привела заместитель руководителя областного управления Россельхознадзора Светлана Терехова, сообщает "Уралинформбюро".
Статистика была озвучена в ходе обсуждения вступившего месяц назад в силу федерального закона № 248 "О побочных продуктах животноводства". Сегодня многие виды помета (например, куриный) по своему химическому составу относятся к отходам 3-4 класса опасности, за их размещение в неположенных местах грозят крупные штрафы.
Новый закон разрешает производителям сельхозпродукции самостоятельно определять, к какой категории относится навоз и помет – отходов производства или побочного продукта жизнедеятельности (ППЖ). Статус ППЖ выводит помет и навоз из-под действия закона об отходах производства и потребления и, таким образом, избавляет предпринимателей от финансовых рисков, связанных с нарушением природоохранного законодательства.
По словам Светланы Тереховой, чтобы превратить отходы в ППЖ, предприниматель должен подать в органы Россельхознадзора соответствующую заявку, причем в сжатые сроки, до 1 мая, в том случае, если производитель животноводческой продукции намерен уже в текущем году приступить к переработке и последующему использованию навоза или помета в сельскохозяйственных целях. Если же он планирует начать заниматься этим в следующем году, заявка должна быть подана до 1 января 2024 года.
Как пояснила представитель Россельхознадзора, в готовом ППЖ, чтобы его признали таковым, не должно быть патогенных организмов и паразитов, они должны соответствовать показателям безопасности, изложенным в постановлении правительства РФ № 1940 от 31 октября 2022 года "Об утверждении требований к обращению побочных продуктов животноводства", кроме того, безопасность "побочного продукта" должна подтвердить аккредитованная лаборатория.
При этом сам производитель должен разработать проект технических условий, где будут прописаны определяющие характеристики будущего удобрения, способы переработки и условия использования, а также методы контроля за воздействием полученного вещества на окружающую среду.
Только после этого ППЖ может быть внесено в почву в качестве удобрения. В противном случае сельхозпроизводителю может грозить крупный штраф (от 500 тысяч рублей), а с учетом расходов на рекультивацию поврежденного почвенного слоя убытки предпринимателя могут составить порядка 20 миллионов рублей, напомнила эксперт по промышленной экологии Уральской торгово-промышленной палаты Анастасия Кузнецова.
"Изменения в Кодекс административных правонарушений еще не внесены, в Госдуме они еще рассматриваются, и предприятиям нужно использовать это время для подготовки", - уверена Светлана Терехова. Однако фермеры пока не спешат воспользоваться предоставленным шансом: на данный момент в Управление поступило всего 10 таких уведомлений, 8 от юридических лиц и 2 — от индивидуальных предпринимателей. Объем заявленных к "переквалификации" в ППЖ отходов составляет 155 тысяч.
Стоит напомнить, несанкционированные свалки навоза и помета в Свердловской и Челябинской областях считаются одной из ключевых экологических угроз. Так, на Среднем Урале неоднократно фиксировались случаи складирования куриного помета птицефабрики "Среднеуральской" (входит в агрохолдинг "Равис" Андрея Косилова) на полях фермеров, а также на территории лесных угодий.
По данным фактам в отношении предприятия неоднократно возбуждались административные дела, а в июне 2019 года отходами птицефабрики заинтересовался Следственный комитет России.
В ноябре 2021 года гендиректор Среднеуральской птицефабрики Максим Максимов решением Верхнепышминского суда был признан виновным в хранении и транспортировке отходов с нарушением установленных правил. Ему был назначен штраф в размере 150 тысяч рублей, вскоре после этого птицефабрика полностью остановила производство. В данный момент защита экс-директора настаивает на том, что у Максимова не было оснований считать куриный помет отходом.