Онежский завод в 2023 году начнет строить ледоколы
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 6 апреля. /ТАСС/. Онежский судостроительно-судоремонтный завод (ОССЗ, принадлежит ФГУП "Росморпорт") заложит свои первые два ледокола в этом году, ориентировочно спуск на воду пройдет в 2025 году. Ранее верфь - одна из крупнейших на Северо-Западе - не занималась строительством подобных судов, для предприятия это первый опыт, предваряющий дальнейшее расширение номенклатуры производства вместе с его модернизацией, сообщил ТАСС в четверг генеральный директор АО "ОССЗ" Владимир Майзус.
"Контракты с "Росморпортом" уже заключены, закладка одного из судов [будет] в этом году однозначно, скорее всего, в этом месяце, закладка второго судна тоже пройдет в этом году. Будет большая переработка проектной документации. Скорее всего, это будет 2025 год", - рассказал Майзус агентству на площадке Х конференции "Российское судостроение - 2023".
По его словам, сроки завершения строительства ледоколов будут зависеть от успехов отечественных производителей в импортозамещении, так как многие важные агрегатные узлы подобного рода судов все еще зависят от внешних поставок. "Мы сейчас прорабатываем несколько разных вариантов", - добавил генеральный директор ОССЗ.
В августе 2022 года стало известно, что ФГУП "Росморпорт" переводит заказ на строительство двух мелкосидящих ледоколов с дальневосточной верфи "Звезда" на ОССЗ. Длина ледоколов проекта 22740М составит около 80 м, ледопроходимость - около 1 м. В функции судов входят проводка караванов судов в сложных ледовых условиях со значительной торосистостью льда, участие в тушениях пожаров на плавучих объектах.
Как рассказал Майзус, в 2024 году Онежский завод должен завершить свою масштабную программу модернизации, которая позволит предприятию удвоить его производственные мощности, число занятых, а главное - выйти на качественно новый уровень работы, с созданием цифровых двойников новых судов и самой верфи. После завершения программы модернизации ОССЗ планирует заняться производством других типов судов, которые ранее предприятием не строились - прежде всего бункеровщиков для перевозки СПГ.
"На заводе появляются дополнительные мощности, которые нужно будет загружать. Мы планируем и рыбопромысловые суда производить, и разную технику под СПГ, и бункеровщики, ранее считайте у нас в России под СПГ ничего не строилось. Будем делать и грузовые суда, и танкеры, на рынке нужно вырывать заказы", - рассказал агентству Владимир Майзус.
Создание первой цифровой верфи
Масштабная модернизация Онежского судостроительно-судоремонтного завода началась еще в январе 2022 года. Проект предполагает создание первой в России цифровой верфи - системы производства, при которой все процессы объединены в единую цифровую экосистему, позволяющую отслеживать каждый этап работы на всех уровнях, от станка до готовой продукции. Подобная система предполагает создание цифровых двойников и самого завода, а также всей выпускаемой продукции.
Изначальные инвестиции в проект комплексной модернизации составили 5,1 млрд рублей. Однако, как рассказал ТАСС заместитель директора ОССЗ по модернизации Анатолий Моисеев, после февраля 2022 года произошло ощутимое удорожание строительных материалов и оборудования.
"Самая большая проблема - это удорожание строительных ресурсов. Эта проблема, которая на самом деле существует. Она касается не только строительных работ, но и оборудования, металла, комплектующих. Здесь сложно предсказать, пока мы идем по тем сметным расходам, которые заложены проектом. Есть аукционы, которые не состоялись именно из-за удорожания. Пока по оборудованию мы укладываемся в заложенные сметы", - отметил Анатолий Моисеев.
Предприятие направило на повторную экспертизу документы по модернизации, сейчас завод ожидает результатов из Москвы, чтобы получить дополнительное финансирование из резервного фонда. При этом, как подчеркнул Моисеев, введенные странами ЕС ограничения не сказались на поставках самого оборудования, так как импортных позиций в закупках почти не оказалось.
Сроки реализации самого проекта по модернизации не корректируются, планы запустить новые мощности в 2024 году остаются в силе. Моисеев привел следующие показатели, которых планируется достичь к 2025 году в производственной мощности ОССЗ: среднегодовое количество сдаваемых судов должно увеличиться с 4 до 10 (этот показатель, однако, будет зависеть от числа контрактов), выпуск продукции в денежном выражении - вырасти с 1,7 до 9,1 млрд рублей, годовой объем металлопереработки - увеличиться с 1 до 10 тыс. тонн, а доля ОССЗ в региональном валовом продукте Карелии должна вырасти с 0,6% до 5,5%.
Все это позволит увеличить численность занятых на верфи с 500 человек до 1,2 тыс. По словам Моисеева, перед ОССЗ стоит амбициозная задача по подготовке большого числа специалистов самых разных направлений, связанных с судостроением. Основным партнером предприятия в этом вопросе выступает Санкт-Петербургский государственный морской технический университет ("Корабелка"), а также образовательные учреждения в самой Республике Карелия. Уже сейчас у предприятия есть ряд партнерских соглашений, в том числе прорабатывается возможность открытия в Петрозаводске образовательного центра "Корабелки".