Нефтегазовые доходы бюджета в марте выросли за счет 4 квартала 2022 года
В марте нефтегазовые доходы бюджета составили 688,2 млрд рублей, что на 167 млрд больше, чем в феврале. Основной рост поступлений в казну обеспечила добыча нефти, причем 220,6 млрд рублей принес Налог на добавленный доход (НДД), который был выплачен за четвертый квартал 2022 года. Без него нефтегазовые доходы бюджета в марте оказались бы выше уровня января, но ниже февральских поступлений в казну из отрасли.
По сравнению с прошлым годом доходы бюджета за три месяца снизились больше чем на 1 трлн рублей. Но 2022 год был особенным, цены на углеводороды били рекорды. Если сравнивать с 2021 годом, то в этом году доходы бюджета из нефтегазовой отрасли выросли на 16,7 млрд рублей. То есть результат совсем неплохой для находящейся под западными санкциями России. Но, как всегда, дьявол в деталях.
С 2021 года дважды повышался основной налог для нефтяных компаний - налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), который частично присутствует и в расчетах НДД. Не в пользу нефтяников изменился расчет демпфера - компенсации из бюджета нефтеперерабатывающим заводам (НПЗ) за поставки топлива на внутренний рынок, а не на экспорт.
В апреле дисконт на российскую нефть продолжит снижаться
С другой стороны, цена нашей нефти Urals, которая используется для расчета налогов, снизилась из-за роста логистических издержек и санкций. Если раньше нормальным считался дисконт Urals к эталонному сорту североморской нефти Brent в 2-3 доллара, то в январе этого года скидка на нашу нефть относительно Brent достигала 34 долларов. По данным минфина, в январе-марте 2023 года цена Urals составила - 48,92 доллара за баррель, за тот же период годом ранее - 88,95 долларов за баррель, а в 2021 году - 59,8 долларов за баррель. То есть два года назад цена была выше почти на 11 долларов, но доходы выросли сейчас. Причины три: ослабление курса рубля, рост добычи нефти и увеличение налогов для нефтегазовой отрасли. Для нефтяных компаний первые две причины несомненный плюс, а вот рост налогов - явный минус, который впоследствии может сказаться на эффективности их работы.
Настораживает факт, что доходы по НДД, который платится с финансовых результатов компаний, а не с валовых объемов добычи по итогам каждого квартала, снижается. В четвертом квартале 2022 года доходы бюджета по НДД упали ниже уровня 2021 года и первых трех кварталов 2022 года.
Как отмечает руководитель Центра развития энергетики (Центр РЭ) Кирилл Мельников, НДД взимается с выручки нефтяных компаний от продажи нефти, которая упала в четвертом квартале по сравнению с третьим.
Если исходить из этой логики, то по итогам первого квартала 2023 года (платится в апреле) приход средств в бюджет по НДД может еще больше уменьшиться. Но, здесь возможно сыграет свою положительную роль рост физических объемов добычи и продажи нефти в феврале-марте этого года.
По мнению Мельникова, в апреле нефтегазовые доходы, скорее всего, вырастут, потому что дисконт Urals постепенно сокращается, цена Brent увеличилась относительно марта, а при этом рубль продолжает ослабевать. Эти факторы должны компенсировать снижение объемов добычи нефти в результате продолжающегося добровольного сокращения (на 500 тыс. баррелей в сутки до конца 2023 года). Но, в то же время, сложно делать выводы на основе динамики котировок за пять дней месяца, подчеркивает эксперт. Минфин же ожидает, что федеральный бюджет недополучит нефтегазовых доходов в апреле на сумму 113,6 млрд рублей.
С апреля цена Urals будет определятся по новой формуле. Для расчета налогов будет использоваться средняя цена Brent минус 34 доллара за баррель. Для мая такой ценой станет стоимость Brent минус 31 доллар за баррель, для июня - Brent минус 28 долларов за баррель, а для июля - Brent минус 25 долларов за баррель. Выше чем этот уровень цена Urals может быть, ниже - нет. Сейчас Brent стоит 84-85 долларов за баррель, а значит, минимальная цена Urals для бюджета пока находится на уровне 50-51 доллар за баррель, что выше, чем показатели предыдущих трех месяцев.