Логистический бизнес и стартапы: что ждет рынок в ближайшие 5-10 лет
<p><strong>С начала пандемии рынок транспортной логистики развивается ускоренными темпами, а за последние пару лет в индустрия появился целый ряд единорогов из разных стран. Какие тенденции будут определять облик логистической отрасли в ближайшие годы, продолжится ли ее уберизация и на какие технологии стоит обратить внимание стартапам, рассказывает Антон Иванов, senior product manager YouTravel.me, который значительную часть своей карьеры работал на стыке логистики и ИТ.</strong></p> <p>Глобальная интеграция стала настолько повсеместной, что какие бы процессы ни происходили вокруг, логистика не может остановиться полностью без остановки производства, а это значит, что логистика будет актуальной индустрией как минимум в ближайшие десятилетия. В этой статье я хотел поделиться наблюдениями по тому, какие изменения произошли на стыке логистики и ИТ с 2010-х годов, какие интересные стартапы за это время появились, какие проблемы в логистике они решали и продолжают решать, а также какие тренды прослеживаются в самой отрасли.</p> <h3>Обзор рынка</h3> <p>Рынок логистики в последнее десятилетие прошел через несколько ключевых периодов развития. В период с 2010 по 2019 гг. мы наблюдали активную уберизацию рынка, когда такие компании, как Uber Freight и Convoy, стали доминирующими игроками в грузоперевозках, основываясь на модели бизнеса, аналогичной Uber. Однако, кризис, вызванный пандемией COVID-19, в 2020 году значительно изменил ситуацию на рынке, приведя к снижению объемов грузоперевозок и затруднениям в логистических процессах. В последние годы рынок начал восстанавливаться, и мы можем наблюдать появление новых трендов. В данном контексте особенно интересно рассмотреть знаковые стартапы, которые появились в период с 2010 г. по настоящее время и сыграли важную роль в формировании современного рынка логистики.</p> <h3>Грузоперевозки</h3> <p>Грузоперевозки, особенно автомобильные, являются одной из областей, где сосредоточено множество возможностей для инноваций, особенно в Соединенных Штатах. С выходом на рынок компании Uber в такси, появился стимул для развития технологий в автомобильных грузоперевозках.</p> <p>Одним из первых и самых успешных игроков на этом рынке в США стал стартап Convoy, который За периодс октября 2015 по апрель 2022 привлек 1.1 млрд долларов США от институциональных инвесторов.</p> <p>В 2017 году в борьбу за диджитализацию автомобильных грузоперевозок присоединился и Uber Freight. Сейчас Uber Freight утверждают, что контролируют порядка 21% от более чем 800-миллиардного рынка грузоперевозок в Соединенных Штатах. Идея так называемых "уберов" для грузоперевозок заключается в том, чтобы оптимизировать порожние пробеги и повысить прозрачность цен. Практически идеальная конкуренция в лице тысяч грузоперевозчиков позволяет выбрать того, который находится ближе всего к пункту отправления, а для повышения прозрачности цен достаточно показать свою комиссию. В отличие от современных логистических брокеров (3PL), которые не делают этого, комиссия на отдельные грузы может достигать 40 процентов.</p> <p>Упомянутые выше игроки делают свои TMS, которые совершают так называемый digИТal freight matching. Одно из преимуществ таких TMS – мгновенное предоставление ставок на перевозки, что делается во многом за счет искусственного интеллекта.</p> <p>Еще порядка 25% рынка автомобильных грузоперевозок располагает доска объявлений (или load board) DAT, которая начинала еще в аналоговые времена (DAT расшифровывается как Dial-a-Truck, то есть вызов грузовика по телефону). В настоящее время, компания располагает интеграциями по оценке страхового рейтинга водителей, а также умеет прогнозировать ставки на отдельные маршруты за счет того, что через нее проходят большие данные по всем Соединенным Штатам.</p> <p>На китайском рынке доля автоперевозок в числе всех перевозимых грузов – 80%, и он сталкивается с похожими для США проблемами – неэффективность перевозок. Рынок автоперевозок в Китае по емкости превосходит американский и достигает 1 триллиона долларов США, но покрытие его цифровыми платформами гораздо меньше, чем в Соединенных Штатах – всего 4%, но прогнозно вырастет до 18% в 2025 году.</p> <p>Проблему неэффективности перевозок в КНР решают примерно так же, как и в США – созданием логистических платформ, которые оптимизируют матчмейкинг грузов с подходящими грузоперевозчиками. Примером таких платформ можно считать Full Truck Alliance, которая привлекла финансирование в 2017 году в размере 1.7 млрд долларов США.</p> <p>На примере функциональности Full Truck Alliance можно понять основные потребности рынка: маркетплейс, на котором перевозчики могут взять заказ, услуги цифрового брокера, продукт по платежам за перевозки, включая депозиты от грузоперевозчиков.</p> <p>На примере США и Китая можно отследить новую тенденцию, что DigИТal Freight Brokerage – растущая ниша во всем мире, по данным за 2022 год, в нее было инвестировано 16,96 млрд долларов США.</p> <p>На российском рынке можно выделить стартап "Фура", который помогает водителям грузовиков спланировать их маршрут: найти стоянки, станции весового контроля. Впоследствии "Фура" вышла на рынок США, привлекла финансирование в размере 7.6 млн долларов. В США конкурентом "Фуры" можно назвать Trucker Path.</p> <h3>Последняя миля</h3> <p>Кроме доставки товара до склада, бизнесу нужно решить еще одну проблему – доставку товара до конечного потребителя. Тут существует много сценариев, в зависимости от того, имеем ли мы дело с LTL или FTL – полной загрузкой грузовика для конечного потребителя или сборным грузом для разных потребителей. Вот несколько интересных решений, на которые стоит обратить внимание. Работа с оптимизацией ПО, которым пользуются водители: опимизация маршрутов, внутренние чаты для водителей и диспетчеров, трекинг в реальном времени для грузополучателей, все документы в онлайне. Такие решения предлагает, например, стартап Onfleet.</p> <p>Также стоит обратить внимание на дистрибуцию, например, доставка товаров до локеров, расположенных недалеко от дома грузополучателя: это позволит снизить риск недоставки груза курьером или доставка товаров дронами, электронными самоуправляемыми грузовиками. Такими решениями могут похвастаться стартапы Nuro, Starship Technologies, Matternet. Стоит также задумать над тем, чтобы делать краудсорсинг последней мили, то есть нанимать либо коммерческих подрядчиков, либо частных водителей для доставки товара. Так делают Amazon Flex, PiggyBee.</p> <h3>Морской фрахт, авиаперевозки</h3> <p>Из-за более сложного устройства судов и самолетов по сравнению с грузовиками эти две индустрии подразумевали большое количество подрядчиков, которые будут заниматься их обслуживанием, страхованием грузов, погрузочно-разгрузочными работами, растаможкой и так далее. Проблема отсутствия агрегированных данных стоит перед индустрией и сейчас, особенно учитывая нюансы по юрисдикциям, в которых могут быть зарегистрированы суда и самолеты, а также мультимодальности маршрутов.</p> <p>В 2013 году компания FLEXPORT начала производство своей платформы, которая будет агрегировать все данные, необходимые для перевозки грузов морским и мультимодальным транспортом и выдавать ставки, которые будут прозрачны для всех игроков этого рынка. С юридической точки зрения, FLEXPORT выступает экспедитором, и уже привлекла 2.4 млрд долларов финансирования, став при этом единорогом. Второй крупный игрок, решающий ту же задачу - Freightos.</p> <p>В авиаиндустрии можно отметить компанию MySky, которая, используя свою базу исторических данных по разным аэропортам и собственную нейронную сеть, предсказывают издержки и маржинальность авиаперевозок по конкретным плечам доставки. Также MySky заводит требующиеся для авиаперевозок и обслуживания самолетов документы в цифровой формат.</p> <h3>Технологические драйверы</h3> <p>Развитие логистического рынка тесно связано с инновациями. Запросы покупателей на быструю и недорогую доставку, высокие косты за перевозки и хранение на складе, жесткая конкуренция — все это дает простор для внедрения новых технологических решений. В первую очередь это инструменты для автоматизации и мониторинга перевозок, искусственный интеллект и блокчейн. На что стоит обратить внимание:</p> <p>Технологии автоматизации. Роботизированные системы уже давно применяются для комплектации заказов, а в последние несколько лет роботы начинают проникать и в процесс перевозки. Существуют компании, которые доставляют товары с помощью дронов (например, Matternet) и роботов-курьеров. А такие игроки, как Volvo или DB Schenker совместно с Einride используют для перевозки грузов беспилотные грузовики.</p> <p>Технологии для отслеживания перевозок в реальном времени. На первый план здесь выходит RFID — метод маркирования объектов радиочастотными метками, при котором данные записываются и считываются с помощью радиоволн. Груз помечается с помощью RFID-метки, которая передает в систему данные о его движении. Это позволяет отслеживать перемещение посылок в режиме реального времени.</p> <p>Блокчейн. Информация с RFID-меток нередко обрабатывается в блокчейне: на каждом этапе движения товара все происходящее с ним фиксируется в децентрализованной системе. Это ускоряет процессы и минимизирует риск мошеннических действий при перевозке ценных грузов.</p> <p>Искусственный интеллект. Системы на основе ИИ и машинного обучения широко используются для учета и обработки данных о наличии товаров на складах, их доставке и возвратах. Тем самым сокращается потребность в человеко-часах и повышается эффективность бизнес-процессов.</p> <h3>Тренды развития рынка</h3> <p>Таким образом, в грузоперевозках, морском фрахте и авиаперевозках можно выделить два больших тренда: Цифровизация продуктов, через которые можно организовать перевозку; обработка данных, которые собираются продуктами из первого пункта и из других источников, с целью выдать прогнозы по разбивке издержек на перевозку или повысить прозрачность перевозки для всех ее сторон.</p> <p>Второй тренд выглядит особенно перспективным для стартапов и других бизнесов занимающихся обработкой данных: число больших данных, в том числе по перевозкам, – растет, количество игроков, которые собирают эти данные – тоже (появляются новые TMS, WMS, ERP и другие системы), которые готовы на платной основе предоставлять свои данные для обработки. Компаниям остается только придумать алгоритм (или обучить несколько нейронных сетей), который бы достаточно хорошо предсказывал ставки на определенные маршруты или достаточно точно давал разбивку по расходам на этом маршруте, но эта сложная с точки зрения аналитики задача, которую сейчас пытаются решить многие игроки на рынке.</p> <p>Индустрия грузоперевозок больше продвинулась в обоих трендах, а морской и авиафрахт – относительно меньше, в том числе из-за комплексности этих индустрий и отсутствия в них консолидированной информации.</p> <p>Пандемия и потенциальная рецессия могут замедлить, но не изменить эти тренды. Например, TruckerPath, про который мы говорили раньше, и который делал займы в том числе в Silicon Valley Bank, возможно, будет дольше запускать свои продукты из-за сложностей с финансированием, но вряд ли отменит их запуск, так как продукт направлен на рынок Соединенных Штатов, и цепочки поставок там будут функционировать все так же и иметь относительно те же проблемы, что и сейчас.</p> <p>На мировом рынке ситуация немного сложнее (и это больше касается морского и авиафрахта): в связи с обостряющимися разногласиями между США и Китаем, усилением протекционистской политики между этими двумя странами, можно подготовиться к усилению ниаршоринга логистики вокруг определенных регионов (например, США постараются переместить к себе или своим союзникам стратегически важные заводы и строить логистику вокруг новой географии). Но ниаршоринг возможен только в ограниченных сценариях: если половина всего алюминия добывается в Китае, другим игрокам придется импортировать алюминий из Китая, возможности для ниаршоринга в этом случае крайне ограничены.</p>