Эксперимент по онлайн-продажам вина через "Почту России" начнется в ноябре
Правительственная комиссия согласовала законопроекты, которые разрешают эксперимент по онлайн-продаже алкоголя. Как и предполагалось раньше, купить можно будет только вино, только жителям Москвы и Подмосковья и только через "Почту России". В такой конструкции эксперимент вряд ли будет удачным, считают эксперты. Надо быть особым фанатом российского вина, чтобы платить немалые деньги и ждать доставки неделями вместо того, чтобы сходить в ближайший к дому супермаркет.
Эксперимент начнется с 1 ноября 2023 года и продлится по 31 июля 2026 года, следует из последней версии законопроекта (есть у "РГ"). Продавать разрешено тихие, игристые, крепленые вина из винограда, выращенного на территории России. Купить вино смогут пока жители двух регионов: Москвы и Московской области. Но правительство может расширить эксперимент на другие территории - такой возможности раньше не предусматривалось. Как пояснил член Ассоциации юристов России Владимир Кузнецов, через специальный подраздел "Почты России" граждане смогут приобретать вино российского производства с доставкой до конкретного адреса или отделения почты. Доставка и передача товара возможна будет не менее чем через 24 часа с момента заказа. Минсельхоз составит список производителей, которые смогут принять участие в эксперименте.
"Это, по сути, первое в России близкое к реализации предложение по дистанционной продаже алкоголя", - говорит Кузнецов.
Принципиально новых моментов в доработанном проекте несколько. Все они упрощают работу участников эксперимента. Например, "Почте России" не надо будет лицензировать склад хранения алкоголя, это "революционное новшество", считает вице-президент Российской ассоциации экспертов рынка ретейла Александр Ставцев.
Вместе с тем документ не лишен недостатков. Например, власти так и не учли пожелания участников рынка о возможности расширения эксперимента на других профессиональных агрегаторов и на другой алкоголь, говорит Ставцев. Россия - единственная страна в Европе, где еще нет дистанционной торговли алкоголем, нам надо было разрешать ее еще лет десять назад, считает директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя (ЦИФРРА) Вадим Дробиз. По его мнению, эксперимент вряд ли будет удачным уже потому, что "Почта России" никогда не занималась онлайн-торговлей.
В месяц таким образом можно продать несколько сотен бутылок, считает руководитель Центра разработки национальной алкогольной политики Павел Шапкин. При этом для "Почты России" эксперимент не принесет прибыли, а покупателям доставит одни неудобства. "Надо быть оголтелым фанатом российского вина, чтобы платить за него любые деньги и ждать неделями вместо того, чтобы дойти до ближайшего алкомаркета и купить любой алкоголь на выбор", - говорит Шапкин.
В законопроекте следовало бы уточнить, кто является покупателем по договору дистанционной купли-продажи вина. Надо детально регламентировать процедуру доставки и передачи продукции, конкретизировать данные о сервисе, посредством которого будет осуществляться такая дистанционная купля-продажа. Также непонятно, на кого будет возлагаться административная/уголовная ответственность в случае продажи алкогольной продукции несовершеннолетним, добавляет Кузнецов.