Войти в почту

Скажутся ли последствия санкций на российской энергетике

Эксперты констатируют: энергетика остается одной из немногих отраслей, сравнительно легко переживших санкции и уход с нашего рынка западных производителей. Но это не означает, что картина безоблачная: чтобы гарантировать энергетическую безопасность России, нужно предпринять усилия для обеспечения технологической независимости в энергомашиностроении и производстве электротехнической продукции.

Скажутся ли последствия санкций на российской энергетике
© Российская Газета

Зима и независимость

Для нашей северной страны, где полгода лежит снег, энергетика не просто одна из отраслей, а критически важная. Именно с обсуждения ситуации в энергетике и энергомашиностроении начался инициированный Институтом экономики УрО РАН цикл круглых столов о перспективе достижения Россией технологического суверенитета.

- Речь о том, чтобы создать в стране условия, позволяющие разрабатывать технологии, товары и услуги, которые лучше зарубежных. Чтобы даже в случае смягчения международной ситуации Россия к импорту не вернулась, - отмечает директор института Юлия Лаврикова.

Конечно, о стопроцентном замещении говорить нельзя, да оно и не требуется. Но стратегия обеспечения независимости необходима, и она должна включать развитие не только производственных систем, но и науки, образования, чтобы работать на опережение, создавая базу для будущего технологического лидерства страны, подчеркивает она.

Трансформатор гудит

Итак, что происходит в энергетике? По словам заместителя генерального директора - директора филиала "Россети Урал" - "Свердловэнерго" Алексея Смушкина, хотя в 2022 году из России и ушли многие зарубежные производители электротехнического оборудования, ситуация в электросетевом комплексе не критическая. Основная номенклатура изделий для инвестпроектов, техприсоединения, ремонтов на рынке есть, и производят их отечественные заводы - в Москве, Самаре, Тольятти, Санкт-Петербурге, Великих Луках, на Урале. Например, в Екатеринбурге трансформаторы и другое электротехническое оборудование выпускают "Уралэлектротяжмаш", "СВЭЛ", Свердловский завод трансформаторов тока, "Ай-Тор", автоматические системы управления создает компания "Прософт-Системы", есть местная кабельная продукция и т. д.

Если раньше многие отечественные заводы были загружены на 30-40 процентов, то теперь не успевают выполнять заказы, что чревато срывом сроков ввода энергообъектов

Главное, что беспокоит в этой ситуации сетевые компании - это рост цен и затягивание поставок: если раньше многие отечественные заводы были загружены на 30-40 процентов, то теперь не успевают выполнять заказы, что чревато срывом сроков ввода энергообъектов.

- Это победа, что наш основной заказчик не почувствовал проблем, которые ощутили мы: невозможность закупки отдельных материалов, усложнение логистики и т. д. Мы их решаем и вносим вклад в повышение надежности энергосистемы, - говорит гендиректор Свердловского завода трансформаторов тока Алексей Бегунов. - Не утверждаю, что российские производители лучшие в мире, но мы способны делать вполне достойную продукцию, к тому же адаптированную к местным условиям.

Очередь на испытания

Помимо отсутствия в стране некоторых материалов и комплектующих, в том числе элементной базы для электроники, развитие электротехники сдерживает нехватка испытательных лабораторий.

- В СССР было несколько испытательных центров и стендов, остался один, в Москве. Он морально и физически устарел и не имеет перспектив развития, так как находится в окружении плотной жилой застройки, - обрисовал ситуацию заместитель генерального директора Группы "СВЭЛ" Антон Туголуков. - На рынке сегодня много нового оборудования от непонятных поставщиков, но проверить его качество невозможно.

А главное - тормозится разработка новых, современных отечественных изделий.

- Испытания затягивают создание новой продукции, особенно сложных аппаратов типа КРУЭ - комплектных распределительных устройств - порой на 5-7 лет, что в сегодняшних условиях недопустимо, - подтверждает первый заместитель председателя комитета Госдумы по промышленности и торговле Александр Козловский. - Выход один: подключать минэнерго и строить современный испытательный центр.

С идеей создания такого объекта уральские промышленники носятся уже несколько лет, но пока без толку. По словам Антона Туголукова, проработанный проект оценивался в 194 миллиона евро, а это и нескольким крупным компаниям даже в складчину не по карману - нужна помощь государства. Власти Свердловской области помогли донести замысел до Минпромторга РФ, там сначала обсуждали вариант размещения центра в Петербурге, затем - в Подмосковье, но в итоге инициатива просто затухла. Между тем уральцы уверены, что реализовать такой проект необходимо как можно скорее, и разумнее всего в нашем регионе - в центре страны. Даже площадку уже присмотрели - рядом с технопарком "Университетский" на окраине Екатеринбурга. И надеются в этом на поддержку полпредства президента в УрФО.

Турбина без металла

Энергетика - это не только сетевой комплекс, но и десятки электростанций, а с их оснащением все не так радужно. Завершившаяся несколько лет назад программа ДПМ позволила частично модернизировать генерацию, но породила другую проблему: новые энергоблоки в основном комплектовали импортным оборудованием, с ремонтом и обслуживанием которого теперь возникают проблемы. Программа ДПМ-2 сориентирована уже на отечественные изделия, однако внутри страны выпускается далеко не все. К примеру, наладить производство газовых турбин для блоков ПГУ в России так и не смогли. Паровые турбины у нас делают мирового класса, но здесь тоже есть сложности.

- В России осталось три турбинных завода: Уральский, Калужский и "Силовые машины" в Санкт-Петербурге. Объем производства у них явно недостаточен для нужд энергетики России. К тому же они сильно зависят от поставок крупного литья и поковок: по сути, в стране остался один производитель - компания "Ижорские заводы", остальное идет из-за рубежа (из Китая). Раньше турбинистов обеспечивало отливками и поковками литейное производство Уралмашзавода, но несколько лет назад его закрыли, - констатирует председатель комитета по энергетике Свердловского областного Союза промышленников и предпринимателей Валерий Родин. - Нужно решить вопрос с его возобновлением - без этого развитие тяжелого машиностроения невозможно.

В России осталось три турбинных завода. Объем производства у них явно недостаточен для нужд энергетики России

К слову, "РГ" в свое время поднимала эту тему ("Деталь китайского разлива", "Экономика Уральского округа" от 16.11.2017), однако с тех пор ситуация не улучшилась, если не усугубилась.

Явно требует расширения и производство элегазового оборудования. По словам Родина, сейчас в России два предприятия выполняют отверточную сборку из китайских деталей, этого очевидно мало. А те же уральские производители не берутся за такие изделия, ссылаясь, опять же, на отсутствие газоплотного алюминиевого литья.

Законы для своих

Развитие электротехнической промышленности для обеспечения нужд российской энергетики требует серьезной корректировки политики и в ряде других сфер: техническом регулировании, науке и образовании и т. д. По мнению директора компании "Ай-Тор" Андрея Медведева, так называемая гармонизация стандартов - приведение отечественных к международным образцам якобы для вхождения на мировой рынок - на самом деле привела к тому, что мы планомерно отдаем свой технологический суверенитет. Есть вопросы и к законодательству.

- 223-ФЗ, по которому работают многие компании, не отстаивает интересы российского производителя. Азиатские компании не менее опасны, чем европейские: их продукция дешевле, в их странах существуют программы господдержки своих предприятий. Полностью исключать иностранных игроков не стоит - обмениваться опытом и компетенциями полезно, как и соревноваться по цене и современности изделий. Но все же загружать нужно в основном собственное производство, - резюмирует Александр Козловский.

Сейчас Минэкономразвития РФ завершает доработку концепции технологического развития России до 2030 года - проект проходит общественное обсуждение. По итогам встреч с промышленниками уральские ученые тоже хотели бы внести в нее предложения.