Сибирский вектор: как изменить экономику восточных регионов России
В Азию с ветерком «Необходимо кардинальное улучшение обеспеченности Сибирского макрорегиона инфраструктурой и развитие логистики, обеспечивающее низкий уровень транспортно-логистических издержек для промышленных производств в Сибири и высокую скорость доставки в страны Азии», – заявила на форуме вице-президент «Русала» по региональной политике и связи с органами власти и управления Елена Безденежных. И это действительно серьезный вопрос – в условиях действия масштабных западных санкций, направленных на ослабление экономики России, в частности, путем запретов на импорт сырьевых товаров в Европейский Союз, роль Сибири как связующего звена между Россией и дружественными ей странами Азии только возрастает. Однако без масштабного развития железных и автомобильных дорог ждать ускорения доставки грузов к портам Дальнего Востока и приграничным переходам с Китаем (и наоборот) вообще не приходится. Главную роль тут призвана сыграть Транссибирская магистраль, именуемая в просторечии Транссибом, по которой идут многочисленные составы с углем, лесом, зерном, глиноземом и др. Из-за ее перегруженности скорость их движения оставляет желать лучшего. Поэтому, по мнению Елены Безденежных, необходимо кардинальное расширение пропускной способности Транссиба с одновременным строительством специализированной инфраструктуры для движения ускоренных контейнерных поездов. Ее создание следует вести на основе концессионного соглашения, которое позволит привлечь не только государственные, но и частные инвестиции. Надо устранять локальные ограничения по скорости и провозной способности Транссиба, проще говоря, увеличивать число путей в крупных железнодорожных узлах, пробивать новые тоннели – например, Северомуйскому тоннелю давно нужен дублер. Еще не мешало бы построить на всей протяженности Транссиба современные логистические центры, предназначенные для обслуживания грузовых составов, и организовать не менее десятка особых экономических зон, объединяющих производственные и транспортно-логистические хабы. «Для обслуживания этих зон требуется создание отдельного логистического оператора, работающего по модели 4PL. Необходимо нарастить парк локомотивов, использующих сжиженный природный газ», – считает Елена Безденежных. В результате увеличения пропускной способности Транссиба по нему будут быстрее транспортировать грузы: в частности, контейнерные поезда с высокодоходной продукцией смогут всего за 4 суток добираться от границы с Китаем до границы с Беларусью. Соответственно, транзит между КНР и Европейским Союзом через территорию России вырастет в 4 раза – до 2 млн десятифутовых контейнеров (расчетная единица, применяемая в статистике контейнерных перевозок. – Прим. ред.). Будет обеспечено ускорение пассажирского сообщения между крупнейшими городами Сибири и Урала – за 3-5 часов между соседними региональными центрами. Надо менять и структуру перевозок. По железным дорогам, пролегающим по бескрайним просторам Сибири, идут один за одним составы с сырьем и продукцией низкого передела. Тем самым занимается пропускная способность того же Транссиба вместо того, чтобы возить по нему продукты глубокой переработки леса, углеводородов, черных и цветных металлов. Кроме того, сохраняется ориентация России на роль «мировой шахты» или «скважины», хотя ей лучше подходит функция глобальной фабрики, учитывая ее промышленный потенциал. Например, число поездов с углем подчас бывает настолько чрезмерным, что составы с зерном или глиноземом вынуждены стоять на станциях в долгих очередях на отправку. Дело уже дошло до перевалки угля, добытого в Сибири, в западных портах России для последующего экспорта в Азию. Кластеры роста Помимо улучшения транспортного сообщения следует сделать акцент на формировании новых центров экономического роста в Сибири, точнее в Ангаро-Енисейском макрорегионе, объединяющем Красноярский край, Иркутскую область, Хакасию и Тыву. Пока Ангаро-Енисейский регион является малочисленным – в нем проживают 6,1 млн человек. И он сталкивается с оттоком жителей: ежегодно его покидают в среднем 7,2 тыс. человек, уезжающих в другие части России. В таких условиях никакого подъема экономики не будет. Изменить ситуацию должны проекты глубокой переработки сырья, ориентированные на экспорт. Их следует реализовывать в кластерах, состоящих из взаимосвязанных между собой предприятий. «Так, развитие лесопромышленного кластера и сопутствующей инфраструктуры позволит создать новый промышленный центр, увеличив численность населения агломерации с текущих 60 до 300 тыс. человек», – подчеркнула Елена Безденежных. Ключевым проектом может стать Красноярская технологическая долина, расположенная вблизи Красноярских алюминиевого и металлургических заводов. В ней планируется строительство предприятий по выпуску широкой номенклатуры алюминиевой продукции – слитков, плоского проката, профилей, компонентов для машино- и автомобилестроения, кабелей и посуды. Их конкурентным преимуществом станет получение жидкого металла с Красноярского алюминиевого завода, обеспечивающее значительное снижение себестоимости готовой продукции. «По прогнозам, объем утвержденных инвестиций составит 17 млрд рублей, а общая сумма налогов, уплаченных в федеральный и региональный бюджеты, должна достичь 1 млрд рублей. Новые предприятия позволят создать до 1,5 тыс. рабочих мест и увеличить валовой региональный продукт Красноярского края на 25 – 30 млрд рублей в год в течение пяти лет», – резюмировала Елена Безденежных. Фото: Полина Зиновьева/ФедералПресс