Как США пытаются вернуть себе контроль над мировым рынком нефти
В Сенат США очередной раз внесен законопроект против деятельности организации стран-экспортеров нефти - ОПЕК. Едва ли он опять будет принят, но его появление в информационном поле всегда свидетельствуют, что США начинают себя чувствовать на нефтяном рынке весьма неуютно.
Сейчас рынок нефти фактически разделился на два полюса. Один - это страны G-7 и Европы. Здесь все по старому: доллары, евро, биржи, фьючерсы, известные страховые компании и понятная Западу логистика. Другой полюс - это торговля нефтью, добываемой в странах под санкциями США и ЕС, то есть российской, иранской, венесуэльской нефтью.
Сейчас это более 18% от международной торговли нефтью, причем доля его с большой долей вероятности будет расти. Именно у России и Ирана есть реальная возможность значительно увеличивать экспорт своей нефти, а у Венесуэлы для этого есть серьезный потенциал - страна первая в мире по запасам нефтяного сырья, но добывает мало.
Противопоставить этим странам Западу фактически нечего. Только добыча в США, но "сланцевая революция" давно в прошлом, и сегодняшний рост слишком медленный, чтобы претендовать на роль гегемона на рынке, диктующего свои условия остальным. Для этого им нужен сильный союзник, который будет "играть по их правилам". ОПЕК явный кандидат на эту роль, но поскольку уговоры увеличить добычу нефти не сработали, сейчас Америка перешла к угрозам.
Кроме того, как отмечает глава Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов, США, увеличивая свое присутствие на физическом рынке нефти, теряют влияние на виртуальном рынке.
США сами выстроили и управляли всей системой мировой торговли нефтью, контролируя ее через финансовые инструменты, биржу, инвесторов, доллар, но сейчас теряют над ней контроль. Торговля уходит в тень, в серую зону, которая находится вне поля зрения Америки. Это видно по числу судов перевозящих санкционную нефть, по объемам серой перевалки и прочему. Этот рынок существует по другим правилам. А цель США сохранить контроль над всем рынком, управлять им, желательно, от добычи до продажи. Но решения ОПЕК, а тем более ОПЕК+, не вписываются в эту логику США, поэтому Америка пытается использовать все способы давления на Саудовскую Аравию и ОАЭ - финансовые, экономические, политические и юридические, поясняет Симонов.
В течение последних 30 лет было несколько попыток принять NOPEC - закон, запрещающий нефтедобывающие и экспортные картели, уточняет Партнер практики Налогов и права Группы "Деловой Профиль".
Последняя такая попытка была в октябре 2022 года, когда ОПЕК+ принял решение сократить добычу нефти на 2 млн баррелей в сутки, вопреки просьбам США ее увеличить. И вот в марте 2023 года законопроект опять выносится на рассмотрение. Но рассчитывать на то, что законопроект, наконец, может быть принят тоже не следует, так как за его принятием последуют ответные меры, способные еще сильнее разбалансировать мировой рынок, считает Силков.
Почти одновременно с внесением в Сенат США законопроекта NOPEC, американский Минфин призвал крупнейших нефтетрейдеров вновь начать работать с российской нефтью и не опасаться торговать ею, сообщила газета Financial Times. Как не парадоксально, но это также продолжение борьбы США за господство на мировом рынке.
Добыча и экспорт нефти в России после ввода санкций (запрет на импорт нашего сырья ЕС, США и Канадой, а также потолок цены на нашу нефть) не только не снизились, но даже выросли. А переход отечественных компаний на работу с трейдерами локального масштаба с Ближнего Востока и из стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) вывели торговлю российской нефтью из поля влияния стран Запада, позволив, в том числе, отказаться от расчетов в евро и долларах в пользу национальных валют.
Крупнейшие же международные нефтетрейдеры встроены, как раз, в американскую систему торговли. Они работают через американские и европейские банки, оттуда же идут основные инвестиции, происходит кредитование сделок, а также страховое обеспечение. И именно эти компании еще на первых волнах санкций против России отказались работать с нефтью из нашей страны. Но в результате получилось, что это сработало против инициаторов антироссийских ограничений.
Минфин США сейчас говорит трейдерам, возвращайтесь к российской нефти, только нам всю информацию о сделках присылайте, что бы мы могли контролировать торговлю, поясняет Симонов.
Есть здесь и нюанс связанный непосредственно с потолком цен на российскую нефть (60 долларов за баррель). Как заявляли страны G-7 и ЕС, потолок вводился не для снижения объемов экспорта российской нефти, а для уменьшения нефтяных доходов бюджета нашей страны. Цель была снизить цену нашей нефти близко к ее себестоимости. В результате цена сильно снизилась, но виртуально. Она оказалась ниже потолка, только если ее определять в портах отгрузки или в портах прибытия в Европе, куда наша нефть с декабря не поставляется. Здесь ее стоимость определяли в 48-49 долларов за баррель. Но по данным агентства Argus, для индийских покупателей скидка на российскую нефть к эталонному сорту Brent до 7 марта составляла 16 долларов за баррель, а после 7 марта 17 долларов за баррель. То есть ее стоимость колебалась в диапазоне 64-66 долларов за баррель.
Российский бюджет пока получает налоги, также исходя из виртуальной цены нашей нефти Urals, но уже с апреля механизм меняется. Устанавливается максимально возможная скидка на нашу нефть Urals относительно Brent, и с каждым месяцем она будет уменьшаться. Выше, чем максимальная скидка, цена Urals для расчета налогов может быть, ниже - нет. То есть потолок цен перестанет выполнять свою главную цель - ограничивать доходы бюджета России. Поэтому для США важно вернуть торговлю российской нефтью из серой зоны в белую. Можно будет требовать от трейдеров неукоснительного выполнения условий по ограничению цен.
Сыграли свою роль и опасения США, что антироссийские санкции и нежелание ОПЕК увеличивать добычу нефти могут привести к очередному витку росту цен на нее. Как отмечает Силков, высокие цены на нефть приводят к росту стоимости бензина в США и подстегивают инфляцию. Весь прошлый год поддерживать внутренние цены удавалась благодаря использованию стратегических государственных запасов нефти, которые из-за этого существенно сократились и продолжают демонстрировать новые минимумы.
По мнению эксперта Института развития технологий ТЭК Кирилла Родионова, ноябрьское сокращение квот ОПЕК+ на 2 млн баррелей в сутки несколько "подсушило" нефтяной рынок. Тем более что за номинальным сокращением квот последовало фактическое сокращение добычи: по оценке Управления энергетической информации (EIA), десять стран ОПЕК, участвующих в сделке, в феврале 2023 года добывали на 1,34 млн баррелей в сутки меньше, чем в сентябре 2022 года, когда был достигнут максимум добычи с начала пандемии COVID-19.
Поэтому, чтобы избежать возможного дефицита сырья и роста котировок, американским регуляторам пришлось призвать международных нефтетрейдеров возобновить торговлю российской нефтью. Несмотря на санкции, участники рынка заинтересованы в том, чтобы российская нефть поступала импортерам, считает Родионов.