А ОЖдПС отмечает рост числа судебных споров между всеми участниками рынка перевозок
По словам заместителя председателя А ОЖдПС Дениса Семенкина, выступившего сегодня на деловом семинаре «Претензионная работа на железнодорожном транспорте: штрафные санкции и досудебное разрешение спорных ситуаций», претензионно-исковая сфера на железнодорожном транспорте очень динамична. Она в чем-то даже определяет логику развития отношений на железнодорожном транспорте, учитывая постоянное отставание нормативных актов от реальных производственных процессов.
«Мы отмечаем постоянный рост числа судебных споров, растущее разнообразие оснований исков, споры становятся все более сложными. Например, только в январе текущего года владельцы вагонов взыскали с грузоотправителей и операторов через арбитражные суды штрафы и платы за превышение срока нахождения вагонов под грузовыми операциями на сумму более 40 млн руб.», – подчеркивает он.
Грузоотправители, на взгляд эксперта, пока по-прежнему не слишком активно обращаются в суды, в отличие от операторов и перевозчика, у которых в результате активного формирования судебной практики появляются
новые основания для подачи исков
.
«Самая многочисленная категория участников перевозочного процесса оказывается самой пассивной и, как следствие, самой незащищенной от претензий, получаемых от организаций транспорта. Объясняется это прежде всего тем, что у грузоотправителя множество обязанностей, финансово он больше всех заинтересован в беспрепятственном отправлении грузов, поэтому, с одной стороны, грузоотправитель изначально бесконфликтен, а с другой – имеется множество рычагов воздействия на него», – отмечает Д. Семенкин.
Так, перевозчик может отказывать грузоотправителю в согласовании заявок на перевозку груза, осложнять прием груза к перевозке, осуществлять комиссионную проверку правильности загруженных и оформленных грузов и пр.
Операторы, в свою очередь, пользуются позицией заведомо более сильной стороны договора. Чтобы не ухудшать отношения с перевозчиком или с оператором и не испытывать весь комплекс мер воздействия, грузоотправители стараются не подавать претензии в случаях, предусмотренных Уставом железнодорожного транспорта.
Впрочем, по словам эксперта, если исходить из сложившихся реалий, то нецелесообразно предлагать грузоотправителям отрабатывать новые способы защиты своих прав, выступая в роли истца. Скорее будет правильно дать им ряд рекомендаций о том, как защититься от претензий перевозчика и оператора, так как сегодня необходима выработка новых способов защиты от их несправедливых претензий.