А ОЖдПС отмечает рост числа судебных споров между всеми участниками рынка перевозок

По словам заместителя председателя А ОЖдПС Дениса Семенкина, выступившего сегодня на деловом семинаре «Претензионная работа на железнодорожном транспорте: штрафные санкции и досудебное разрешение спорных ситуаций», претензионно-исковая сфера на железнодорожном транспорте очень динамична. Она в чем-то даже определяет логику развития отношений на железнодорожном транспорте, учитывая постоянное отставание нормативных актов от реальных производственных процессов.

А ОЖдПС отмечает рост числа судебных споров между всеми участниками рынка перевозок
© РЖД-Партнер

«Мы отмечаем постоянный рост числа судебных споров, растущее разнообразие оснований исков, споры становятся все более сложными. Например, только в январе текущего года владельцы вагонов взыскали с грузоотправителей и операторов через арбитражные суды штрафы и платы за превышение срока нахождения вагонов под грузовыми операциями на сумму более 40 млн руб.», – подчеркивает он.

Грузоотправители, на взгляд эксперта, пока по-прежнему не слишком активно обращаются в суды, в отличие от операторов и перевозчика, у которых в результате активного формирования судебной практики появляются

новые основания для подачи исков

.

«Самая многочисленная категория участников перевозочного процесса оказывается самой пассивной и, как следствие, самой незащищенной от претензий, получаемых от организаций транспорта. Объясняется это прежде всего тем, что у грузоотправителя множество обязанностей, финансово он больше всех заинтересован в беспрепятственном отправлении грузов, поэтому, с одной стороны, грузоотправитель изначально бесконфликтен, а с другой – имеется множество рычагов воздействия на него», – отмечает Д. Семенкин.

Так, перевозчик может отказывать грузоотправителю в согласовании заявок на перевозку груза, осложнять прием груза к перевозке, осуществлять комиссионную проверку правильности загруженных и оформленных грузов и пр.

Операторы, в свою очередь, пользуются позицией заведомо более сильной стороны договора. Чтобы не ухудшать отношения с перевозчиком или с оператором и не испытывать весь комплекс мер воздействия, грузоотправители стараются не подавать претензии в случаях, предусмотренных Уставом железнодорожного транспорта.

Впрочем, по словам эксперта, если исходить из сложившихся реалий, то нецелесообразно предлагать грузоотправителям отрабатывать новые способы защиты своих прав, выступая в роли истца. Скорее будет правильно дать им ряд рекомендаций о том, как защититься от претензий перевозчика и оператора, так как сегодня необходима выработка новых способов защиты от их несправедливых претензий.