Сергей Кучин: «Наша задача — повысить эффективность управления»
О том, как реализовать это на практике, как объединить разрозненные процессы в сквозные, сложносоставные, ориентированные на получение качественно новых результатов, рассказывает Сергей Кучин, директор по работе с регионами АО «Русатом Инфраструктурные решения» (РИР, входит в госкорпорацию «Росатом»).
Что изменилось в ситуации с «Умными городами» за последние пять лет? Как эволюционировало понятие «Умный город»?
Пять лет для «Умного города» — достаточный срок. Мы в РИР начали заниматься этим направлением в 2018 году. За это время основные участники процесса стали использовать единую терминологию, стандарт, утвержденный Минстроем РФ задал единые рамки, в соответствии с которыми мы сейчас и работаем. Благодаря проекту Минстроя во многих регионах появились пилотные проекты, внедрения, которые можно назвать элементами «Умного города». И наша компания стала активным участником таких внедрений. Приятно слышать, что Росатом, РИР и «умный город» стали часто ассоциировать друг с другом. Мы ежегодно участвуем и получаем высокие оценки и награды на различных конкурсах, а в прошлом году на конкурсе лучших муниципальных практик по направлению «Умный город», проводимом Минстроем, из пяти лучших проектов наших было четыре. Мне кажется, это показательный результат.
А мы продолжаем развиваться. Начинали с Сарова Нижегородской области, где действующий на тот момент глава муниципалитета был главным драйвером проекта. Там появился портал «Умный Саров», который впоследствии стал одним из наших флагманских продуктов. Если вначале это был сайт с небольшим набором сервисов, то после активной работы в других городах России мы получили множество запросов под потребности муниципалитетов, и он начал обрастать новыми модулями. Каждый из них решает определенные задачи, такие как оптимизация процессов, управление инфраструктурой, взаимодействие с гражданами, и многое другое. Главное, что все сервисы создавались именно под запросы заказчиков. В 2021-м в Волгодонске была внедрена уже новая версия, которая визуально отличается от Сарова, платформа переписана на новых технологических стеках и легко масштабируется. Я считаю, что мы сделали шаг вперед с точки зрения качества цифрового продукта, возможности его поддержки, развития и безопасности. Вокруг этого решения стали появляться другие, более специализированные, например для управления ресурсоснабжающими организациями, транспортными системами, аналитические системы. Сейчас мы перешли от внедрений в отдельных муниципалитетах к внедрениям в целых регионах.
Какие проблемы характерны для регионов?
Не буду оригинальным и скажу, что одна из главных проблем — это ресурсы. Не секрет, что подавляющее большинство наших городов дотационные. Средств на инновации не хватает, их нужно искать. Но мы видим, что там, где есть желание, есть команда и воля руководителя, ресурсы находятся. Существуют целевые программы финансирования развития транспортных систем, ЖКХ, туризма. Минстрой, проводя конкурсы, осуществляет грантовую поддержку. Кроме того, все решения «Умного города» нацелены на повышение эффективности управления, взаимодействия с гражданами, развития местного бизнеса, сокращения затрат. Так что основная проблема и она же возможность — желание первых лиц войти в проект. Если есть вовлеченный глава города или региона, все проекты «взлетают». Например, Железноводск стал известен всей стране как «умный» город-курорт во многом благодаря активному участию губернатора и главы города. Они сначала сами вложили средства в проект, а затем получили два федеральных гранта на развитие.
Еще одно ограничение заключается в стартовой инфраструктуре, с которой связаны многие задачи «умного» города. Это сети и системы связи, камеры видеонаблюдения, светофоры и др. В крупных городах одна ситуация, в малых — другая. Где-то есть хорошая база, где-то слабая. И в это тоже придется вкладываться. У нас есть много решений, которые не требуют больших денег на старте, они связаны с процессами. Например, для более эффективного взаимодействия администрации с жителями, с бизнесом, между своими структурами. Это недорогое решение, способное быстро продемонстрировать результат. Но большая часть задач «умного» города связана именно с инфраструктурой. Так, для оснащения «умной» остановки транспорта требуется определенное оборудование. Во-первых, сам павильон, цифровое табло, нужно подключить его к электросети, обеспечить связью, обеспечить безопасность (видеонаблюдение) и т.д. Поэтому сделать в городе систему «умного» транспорта — это очень солидные вложения.
И третье. У нас сейчас нет жестких требований к «Умному городу». Это и хорошо, и плохо. Хорошо потому, что города разные, задачи, возможности и приоритеты разные, все их можно определить на старте проекта. И в зависимости от задач выделять ресурсы. А плохо, поскольку в результате получается «лоскутное одеяло». Когда в одном регионе разные города по-разному видят свои задачи, выбирая разные решения. А потом регион вынужден их интегрировать, обрабатывая разрозненную информацию, при разных форматах обмена данными. На мой взгляд, здесь нужны определенные стандарты и протоколы, которые в итоге приведут к снижению стоимости внедрения. Тиражируемые решения дешевле локальных, наш опыт это подтверждает. Для консолидированного регионального бюджета затраты при масштабном внедрении будут меньше.
Наконец, но не по важности, необходима сформированная команда. Нужно вовлечь людей в процесс, заинтересовать, обучить и сделать так, чтобы это было не в ущерб текущей работе, давало эффект после внедрения. Тот, кто пренебрегает этой задачей, в итоге проигрывает.
Кто может стать участником проекта? Город, муниципалитет или кто-то еще?
Кто угодно. Здесь нет никаких ограничений. «Умный город» — это совокупность решений, внедрений, продуктов, процессов и т. д. Начинать можно с отдельного микрорайона, квартала и даже дома. Здесь важны коммуникации с жителями. Если житель активно пользуется соответствующим мобильным приложением, собирает вокруг себя неравнодушных людей, выдвигает инициативы — это тоже элементы будущего «Умного города». Поэтому, я считаю, стартовать проект может с домохозяйства. А дальше — квартал, район, деревня или город, регион. Масштаб зависит от возможностей.
В то же время Минстрой отдает предпочтение населенным пунктам от 100 000 человек.
Я поясню. У нас огромная страна со множеством городов. Если посчитать только миллионники, то существенную часть населения страны мы уже охватили. Далее идут города пятисот- , стотысячники. Понятно, что, по мнению федерального регулятора, начинать надо с верхней планки. Если миллионники могут решить задачи сами, средним и малым это сделать труднее. А потому и начинают сверху, с более крупных, чтобы отработать новые решения и спуститься на уровень ниже. Всех сразу охватить нереально.
Помогает ваш опыт министра в работе?
Конечно. Двадцать лет на госслужбе позволяют смотреть на задачи под другим углом. Я понимаю потребности, возможности муниципалитетов, существующие рычаги влияния и ограничения. Это помогает разговаривать с заказчиком на одном языке и подходить к планированию проектов не только с точки зрения коммерции, но и государства. Показать, какой экономический эффект может дать тот или иной проект.
Какие инновационные технологии и решения для цифровизации городской инфраструктуры предлагает ваша компания?
Сейчас мы развиваем наши продукты. Из новых могу отметить «Цифровое теплоснабжение», решение для ресурсоснабжающих организаций - ТЭЦ, котельных. Еще у нас появилась инфраструктурная IoT-платформа — решение для управления оборудованием. Это датчики, счетчики, контроллеры и т. д. Наша собственная SCADA-система позволяет на лету работать с данными. Пилотный проект запущен в Росатоме. Это часть нашей стратегии, все основные продукты мы сначала внедряем на своих объектах, тестируем, исправляем ошибки, и, только когда уверены в корректности, выводим на рынок. С IoT-платформой такой же подход и, надеюсь, в ближайшее время этот продукт станет одним из наших сильных конкурентных решений.
Еще в прошлом году на нашем портале rosatom.city мы предоставили всем муниципалитетам возможность подключиться к нашей платформе и год бесплатно протестировать один из облачных сервисов. Для этого нужно оформить заявку и мы оперативно подключим поддомен для работы.
Также в прошлом году появился «Единый контакт-центр», позволяющий регионам работать с разными источниками обращения граждан: социальными сетями, сайтами муниципалитетов и многими другими. На других платформах обратной связи администраторы буквально тонут в потоке обращений граждан, однотипных сообщений, которые люди отправляют через разные каналы. А их надо еще обработать и ответить. Мы сделали инструмент, способный работать со всеми обращениями в одном окне. Он действует и как самостоятельный сервис, и как часть платформы «Умный город». Он позволяет вести статистику и аналитику, а также делает результаты обращений более эффективными.
И наконец, мы здорово усилили компетенции РИР по направлению «Интеллектуальные транспортные системы». Наши продукты предназначены для решения широкого спектра задач, попадающих под требования Минтранса, включая мониторинг общественного и служебного транспорта, контроль управления транспортом, весо-габаритный контроль, «умные» парковки, переходы, остановки, моделирование транспортных потоков и т. д.
Сейчас многие сталкиваются с проблемами «железа». Западные вендоры ушли, с новыми поставками большие трудности. Да и не всё можно заменить. Как вы решаете эти задачи?
Мы начали сравнительно недавно и изначально ориентировались на российский рынок, российские продукты и оборудование. Масштабные проекты появились только в 2020-2021 годах. И они были реализованы на оборудовании, присутствующем на нашем рынке. Мы работаем с компаниями, которые собирают «железо» из комплектующих, соответствующих требованиям Минпромторга. Конечно, в чем-то ситуация изменилась, но для нас это не стало критичной проблемой. Определенной проблемой стало изменение цен, усложнение логистики и сроков поставок. В частности, мы столкнулись с тем, что расчетная стоимость на старте не соответствовала тому, что можно реализовать по факту. Приходилось пересматривать бюджет или количество оборудования, определяя приоритеты, находя компромиссы. Искали, где можно сэкономить. Поэтому у нас не сорвался ни один проект.
Насколько сложен процесс управления «умным» городом?
Наша задача — повысить эффективность управления. Это можно сделать через упрощение процедур, через внедрение цифровых решений, которые сокращают затраты на управление. Думаю, что управление «умным» городом должно быть проще, чем «не умным». Потому что в последнем всё завязано на аналоговые коммуникации, а в «умном» все процессы происходят в цифре. Конечно, переход от старого к новому несет определенные сложности, связанные со сменой парадигмы, ломкой привычных устоев, с обязательным сопротивлением. Если коротко: сложно, потому что нужно меняться. Но, когда все изменится, будет проще.
Какой будет скорость тиражирования лучших практик в этом году?
Сначала, когда мы только начинали, темпы внедрений были невысокие. Сейчас у нас много кейсов, много успешных пилотов, много городов, которые после первого внедрения пошли дальше и делают следующие шаги. Поэтому мы планируем более быстрое тиражирование проектов. Наши инструменты облачного внедрения тоже стимулируют заказчиков к быстрому развертыванию решений. Кроме того, региональные власти стали проявлять инициативу при внедрении продуктов с регионального уровня и подключая к платформе муниципалитеты. Таким образом, получается экономия консолидированного бюджета. Думаю, что скорость тиражирования будет значительно выше, чем в прошлом году. Например, в одном из регионов мы сейчас внедряем решение сразу для 50 муниципалитетов.
Увеличивает ли высокая технологичность риски информационной безопасности? Как обеспечивается защита?
В «Росатоме» изначально высокие требования к безопасности цифровых решений. К тому же мы используем все современные технологии. Сразу при обсуждении проекта с заказчиком предлагаем рассмотреть все меры информационной безопасности. Не скрою, были попытки взлома наших решений со стороны, но мы постоянно мониторим ситуацию, вносим своевременные изменения и до сих пор избегали серьезных сбоев.
По каким критериям вы оцениваете успешность проекта?
Первое — когда заказчик хочет развиваться дальше. После того как подписан акт, заказчик говорит: «Классно. Хочу еще!» И второе — это востребованность. Когда люди начинают пользоваться платформой. Когда мы получаем обратную связь, на платформе решаются конкретные задачи, а жизнь в регионе становится комфортнее.