Войти в почту

Заводы IKEA в России продадут компаниям Slotex и «Лузалес»

Обновлено в 15:45

Заводы IKEA в России продадут компаниям Slotex и «Лузалес»
© BFM.RU

Правительственная комиссия одобрила сделку по продаже трех заводов IKEA в России. Покупателями стали производитель кухонных столешниц и фасадов Slotex и изготовитель пиломатериалов «Лузалес». Продукцию этих предприятий начнут реализовывать в отечественных розничных сетях, рассказал замглавы Минпромторга Виктор Евтухов. Сумма и условия сделки не разглашаются.

IKEA выставила на продажу четыре фабрики в Новгородской, Ленинградской и Кировской областях. Две из производственных площадок объединили в одну, поэтому сделка касалась трех заводов. Что известно о покупателях?

По данным SPARK, единственным владельцем Slotex с долей 100% является Светлана Осипова, предприятие базируется в Петербурге, основано в 1990 году. На сайте компании сказано, что оно лидер на рынке производства декоративно-бумажного слоистого пластика России. У них четыре производственные площадки — в Питере, Ленинградской и Московской областях, более 750 сотрудников и собственная дизайн-студия, сказано на сайте.

Владелица второй компании-покупателя, «Лузалеса» из Сыктывкара, — Мария Семенюк. Согласно информации в СМИ, это семейный бизнес, основатель компании — Николай Семенюк. Предприятие создано в 1999 году. Начинался «Лузалес» с небольшого лесозаготовительного предприятия в Прилузском районе Коми. ООО «Лузалес» — предприятие полного цикла производства — от лесозаготовок и последующей глубокой переработки сырья до выпуска готовой продукции и переработки отходов лесопиления, поясняется на сайте. В компании работают более 2 тысяч человек. Ее основные производственные мощности расположены на территориях Прилузского, Удорского, Сыктывдинского районов и Сыктывкара.

«Лузалес» стал покупателем двух российских заводов IKEA в Ленинградской и Кировской областях, предприятие сохранит рабочие места на этих предприятиях, заявили РИА Новости в пресс-службе компании.

Интерес к приобретению активов компании проявляли сеть гипермаркетов «Твой дом» и сеть магазинов товаров для дома и мебели Hoff. Источники РБК в свое время говорили, что о покупке задумались в лесопромышленном холдинге Segezha Group, основной акционер которого — АФК «Система», в производителе плит для напольных покрытий и мебели Kronospan и группе компаний «ПИК».

Что о новых собственниках думают работники бывших предприятий IKEA? Говорит органайзер профсоюза лесных отраслей, координатор в «Икеа Индастри Тихвин» Александр Илларионов:

— С сегодняшнего дня активисты запустили опрос. Ключевой вопрос, который интересует работников всех трех фабрик: готовы ли они бороться за сохранение гарантий оплаты труда, ДМС и социального пакета в прежнем объеме при новом собственнике?

— А представители покупателей этих компаний приезжали на предприятия, обсуждали, что-то говорили?

— Нет. Мы же говорили, что все это время была полная тайна, полная интрига. Сейчас наконец-таки об этом сообщили. Пока дойдет до коллективов, это пройдет некоторое время.

— А что думают о новом собственнике?

— Он появился как чертик из табакерки. Занятость отстояли, теперь вопросы по остальным пунктам. Кто там будет — это дело второе.

— Что будут производить предприятия, будут ли перепрофилироваться?

— Компания IKEA и новые собственники хранят тайну. Они же сразу анонсировали, что все это мы будем делать за закрытыми дверями.

— Сейчас вы зарплату получали какую-то?

— Да, естественно, все получали. Около 90% от прежнего заработка. ДМС еще действует, социальный пакет, все сохраняется. Все-таки транснациональные корпорации платят побольше по рынку, вот и хочется сохранить эти условия.

Комментирует гендиректор Ассоциации мебельной и деревообрабатывающей промышленности России Тимур Иртуганов:

Тимур Иртуганов гендиректор Ассоциации мебельной и деревообрабатывающей промышленности России «Slotex ближе к мебельному рынку, прекрасно знакомы всем участникам как производители фасадов, столешниц, они этот рынок понимают. Про «Лузалес» я этого не могу сказать, но думаю, что к сделке такого масштаба коллеги такого уровня профессионализма подходили серьезно и разумно. Были консультанты и необходимые взвешенные решения. Что касается концепции дальнейшей работы, очевидно, покупая такой актив, настолько технически хорошо вооруженный и оснащенный, как заводы IKEA в России, не имеет смысла его перепрофилировать. Продать станки на металлолом и сделать что-то другое, можно было более дешевый вариант найти, честное слово. С вероятностью 100% компании будут действовать в той же сфере, что и раньше, а вот объем производства — здесь уже другой вопрос. Сразу производить то же количество продукции, что производила на своих заводах IKEA, притом что значительная часть этой продукции, на некоторых заводах до 70%, отправлялась на экспорт в систему по всему миру, будет сложно».

Slotex и «Лузалес» — игроки, присутствующие на рынке с 1990-х годов, но все же это игроки второго ряда, ведущего положения на рынке они не занимают. Поэтому сооснователь мебельной компании Mr. Doors Максим Валецкий думает, что в сделке присутствует некий теневой партнер:

Максим Валецкий сооснователь мебельной компании Mr. Doors «Объем бизнеса этих двух фирм не соотносится с объемом денег, которые нужно было бы инвестировать в эти заводы. Там, скорее всего, есть какой-нибудь еще партнер, допустим, федеральный застройщик, который на фоне продолжающихся разговоров о продаже квартир с меблировкой хочет зайти в эту тему. Заводы IKEA предназначены только для производства однотипной массовой мебели, «Лузалес» занимается лесопереработкой и пиломатериалами. У всех игроков рынка пиломатериалов положение сейчас тяжелое, потому что они за счет санкций потеряли больше половины рынка сбыта. Понятно, что нужен сбыт собственной продукции, понятен интерес, чтобы стать одновременно и производителем готовой мебели. Slotex — это производитель декоративных материалов, тоже может идти к тому, чтобы производить не только декоративные материалы, но и мебель. Но два вопроса, которые заставляют меня задуматься о том, что там есть кто-то еще. Во-первых, объем инвестируемых средств, даже с учетом дисконта, и во-вторых, рынки сбыта. Я не понимаю, куда это все на российском рынке девать, такие объемы однотипной мебели, не имея собственного рынка сбыта. Либо нужно быть Hoff, но Hoff в этой сделке не участвует, это точно. Либо какие-то госструктуры за этим стоят, возможно, которые будут потом эту мебель употреблять на госпроекты. IKEA с учетом политической обстановки госструктурам продать не может, возможно, есть какой-то федеральный государственный проект, с тем чтобы сдавать социальные квартиры с меблировкой. Нельзя еще забывать о том, что нужно будет же восстанавливать на Донбассе жилье, туда тоже какая-то мебель, наверное, понадобится, возможно, это для этого делается».

Сделку по продаже заводов завершат в течение первого квартала этого года, говорил ранее новгородский губернатор Андрей Никитин.