ЕС хочет запретить ввоз в Россию строительной техники
Евросоюз планирует запретить экспорт в Россию грузовиков и строительной техники — такие меры содержатся в десятом пакете санкций, утечку опубликовало издание Politico.
Если доверять утечкам о десятом пакете санкций, ничего кардинально нового для строительной отрасли там не будет. Еще в прошлом апреле в одном из первых своих пакетов Евросоюз запретил экспорт в Россию грузовиков массой до 15 тонн, бетономешалок, бульдозеров, самосвалов, экскаваторов, тягачей и прочей спецтехники. Опрошенный Business FM строительный бизнес так и живет в переходном режиме: от европейской техники — к китайской. Вот что в эфире радиостанции рассказал гендиректор проектно-строительной компании «Атлант» Дмитрий Минин:
— Мы уже сейчас стараемся переориентироваться на Азию. Пока изучаем.
— А у вас сейчас какой парк техники?
— В основном европейская. Liebherr, Caterpillar — все стандартное.
— Параллельным импортом пользуетесь?
— У нас параллельный импорт идет именно по оборудованию. То есть его полностью переориентировать на азиатский мы пока не сможем физически, потому что многие проекты были написаны «до» и заказчики физически не готовы пересогласовывать. Они готовы доплачивать за дополнительные издержки.
— У коллег по цеху схожая ситуация?
— Те, с кем мы общаемся, да. Пока думают, пока не покупают. Азия здесь, конечно, альтернатива. Важно будет, чтобы у них было сервисное обслуживание, запчасти в доступе. И на сегодняшний день самый удобный вариант — это Азия.
Как говорят собеседники Business FM, китайцы смогли своими поставками в целом закрыть дефицит. Можно убедиться на примере делового центра «Парк Хуамин», такого города в городе, своего рода Чайнатауна, который открылся прошлой осенью у метро «Ботанический сад» в Москве. Китайцы строили современный кластер за счет своих рабочих и своей техники и особых проблем не испытали. Генераторы, компрессоры, мотопомпы, насосы и прочие нужные в хозяйстве вещи поставляют теперь китайцы по ценам не сильно выше европейских аналогов.
Если взять тяжелые башенные краны, то у России здесь налажено свое производство: есть Клинцовский, Галичский, Ивановский заводы. Производство нарастили в условиях санкций, в прошлом году выпустили 54 крана — рост почти на четверть. Крупнейший зарубежный производитель — немецкий Liebherr — из России до сих пор не уходил, однако с новыми санкциями все может измениться. Продолжает исполнительный директор компании «УВН-техника» Василий Трубочкин:
Василий Трубочкин исполнительный директор компании «УВН-техника» «У нас парк — техника из Германии, компания Liebherr. Если не будет завозиться — мы же арендой занимаемся — значит, мы не будем ее просто покупать. Мы и так, по сути, не закупаем сейчас ничего, поскольку цены на технику выросли: на башенные краны — в два раза, на автокраны — где-то раза в полтора. Это в евро. Будем искать альтернативы. Насколько я знаю, китайцы сейчас активно и до этого очень активно продвигали свою продукцию. Там же и цена дешевле, понимаете. В целом я не слышал, чтобы их сильно ругали».
Если взять строительную технику на колесах, то здесь санкционный режим в разных формах действовал с 2014 года. Вводили санкции против тех компаний, кто занимался строительством в Крыму. Бизнес жалуется, что с уходом европейцев мощностей КамАЗа стало не хватать — он не может покрыть все нужды строителей. Появились квоты, очереди на покупку грузовиков. Один КамАЗ не заменит американские Caterpillar и Bobcat, шведские Volvo и Scania, немецкие Mercedes и MAN, японские Isuzu и Komatsu. Снова выручают китайцы. На рынок приходят Foton, Shacman, FAW, Dong Feng, Howo, говорит президент Национальной ассоциации грузового автомобильного транспорта «Грузавтотранс» Владимир Матягин:
Владимир Матягин президент Национальной ассоциации грузового автомобильного транспорта «Грузавтотранс» «У нас была представлена широкая линейка европейской техники — Volvo, Scania, Man, Mercedes, DAF, Iveco, Renault. После нашего КамАЗа это были основные виды техники, которую перевозчики закупали. С введением санкционных ограничений все дилерские станции прекратили работать, технику не поставили — отказались и вернули деньги. Наши уже обходятся без европейской техники, переориентируясь на китайский рынок, на турецкий рынок. В основном Китай. И как грузовики, так и строительная техника закупаются, и, в принципе, качество они подтянули, перевозчики говорят, что эта техника стала на уровне европейских брендов. Белоруссия очень активно выпускает строительную технику. Не вижу, что какие-то проблемы создаются».
В среднем грузовики китайцев стоят подороже отечественных аналогов, но гораздо дешевле европейских или японских. К примеру, самосвал КамАЗ 65115 грузоподъемностью 15 тонн стоит 7 млн рублей. Ближайший китайский аналог будет в районе 8 млн, но тянет он уже от 20 тонн. В прошлом году в России на учете стояло почти 3 млн грузовиков и только четверть приходилась на КамАЗ. С уходом европейцев рынок для китайцев открывается приличный.