Войти в почту

В Петербурге могут снести 200 исторических зданий ради инфраструктурных проектов

В результате на Нарвской заставе может быть снесено 163 здания, а на проспекте Обуховской обороны для пробивки Большого Смоленского моста – восемь, включая школу, где училась Ольга Берггольц. В случае одобрения, поправки начнут действовать весной 2024 года.

В Петербурге могут снести 200 исторических зданий ради инфраструктурных проектов
© runews24.ru

Законопроект уже возмутил некоторых депутатов-градозащитников, ведь в Петербурге и так остро стоит вопрос сохранения архитектурного наследия. По закону в городе нельзя сносить здания, старше 1917 года, но это происходит регулярно под разными предлогами. Например, прошлой весной Петербург лишился здания манежа лейб-гвардии Финляндского полка 1854 года постройки только потому, что в XX веке здание подверглось реконструкции с надстройкой второго этажа. Так что по документам это более поздняя постройка.

Аналогичная ситуация произошла с торговыми банями Екимовой, построенными в 1813 и 1826 годах, складом-холодильником на улице Шкапина (построен в 1909 году), ремонтно-механическим заводом на проспекте Бакунина (построен в 1860 году) и другими. Впрочем, и статус памятника архитектуры не всегда гарантирует, что здание не будет снесено.

Некоторые исторические объекты КГИОП выводит из-под охраны, а затем их сносят. Например, здания бывшего Васильевского винного городка, построенные на рубеже XVIII и XIX веков, являлись примером промышленной архитектуры в стиле классицизма. Но это не остановило чиновников, которые лишили их статуса памятника архитектуры. Снос не заставил себя долго ждать, и уже в феврале 2022 года здания пошли под ковш.

В то же время в Смольном демонстрируют двоякую позицию, когда речь идет про частичный снос памятников архитектуры ради их сохранения и приспособления к современному использованию. В 2007 году компания «Главстрой-СПб», ставшая инвестором реконструкции рынка Апраксин двор, представила на суд общественности свой проект авторства английского архитектора Криса Уилкинсона.

Территорию рынка предложили разделить на четыре зоны – развлекательную, торговую, офисную и жилую. При этом были бы построены мост через Фонтанку, новая улица и площадь, для чего планировался снос здания Лениздата и некоторых корпусов самого рынка.

Вместо Лениздата было предложено воздвигнуть пятизвездочную гостиницу, а часть Апраксина двора отдать под пешеходную зону. Фишкой проекта была крыша над площадью, сконструированная из светящихся трубок, закрепленных на тросах. А в месте, где Апраксин двор выходит на Фонтанку, крышу планировали соединить с прозрачным стеклянным мостом. Таким образом, по замыслу автора, соединялась история и современность.

Под торговлю в проекте было бы отдано 95 тысяч кв. м, под офисы – 89,9 тысячи кв. м, под музеи и театры – 11 тысяч, и еще 10 тысяч «квадратов» занимала гостиница на 300 номеров. Стоимость проекта оценивалась в 29 млрд рублей, а сроки реализации составляли пять лет.

«Конечно, этот проект предполагал довольно серьезное вторжение в культурно-историческую ткань, был очень спорный проект создания «стеклянного облака» и моста через Фонтанку на оси здания Лениздата. Предполагались довольно крупные сносы, но остальные проекты предполагали сносить еще больше, этот был самый щадящий», – комментировала решение активист «Живого города» Елена Минченок.

И если с Лениздатом власти были готовы расстаться, так как он не является памятником архитектуры, то по другим корпусам «Апрашки» уже после утверждения проекта была проведена историко-культурная экспертиза. Почти все они были взяты под охрану, поэтому реализация проекта в первоначальном виде стала невозможной.

Никак город не помог новому инвестору и в отношении многочисленных собственников рынка, у которых нужно было выкупать помещения, а самих их переселять на другой объект. Поэтому не удивительно, что за несколько лет «Главстрой» так и не продвинулся в реализации своего проекта, из-за чего договор с ним был расторгнут.

В 2022 году Смольный подписал очередное соглашение с московской компанией Glorax. Она заявила, что готова вложить в реконструкцию рынка порядка 50 млрд рублей. Но, похоже, что и ей чиновники помогать не торопятся. Несколько лет назад для ускорения реконструкции было предложено принять законопроект, позволяющий передавать инвестору объекты культурного наследия целевым образом без торгов. Для этого требовалось внести поправки в действующее законодательство, но они ждут своего часа аж с 2017 года.

В настоящее время ничего не известно о том, когда начнется реконструкция и по какому проекту ее проведут. Пока же «Апрашка» представляет собой маргинальную территорию, которая прославилась на весь город сбытом контрафакта и фактами краж. И все это – в центре города на пересечении популярных туристических маршрутов.