В России растет спрос на покупку готового бизнеса и франшиз

В России в 2022 году среди готового бизнеса были наиболее востребованы торговля и общепит, но быстрее всего рос спрос на бизнесы, связанные с медициной, туризмом и индустрией красоты, говорится в исследовании «Авито». Примерно те же направления интересны и покупателем франшиз. Другие эксперты говорят, что ничего принципиально нового на рынке не произошло. Просто развивались тренды, сформировавшиеся еще раньше. С небольшими поправками.

В России растет спрос на покупку готового бизнеса и франшиз
© BFM.RU

По данным экспертов портала Franshiza.ru, рынок оперативно реагирует на любые изменения. Он, имея общий тренд к росту, в прошлом году дал две серьезных просадки: в марте и в сентябре. По понятным причинам. А в основном все более или менее стабильно. В топе — франшизы подешевле: до 1,5 млн рублей. По отраслям заметно просел ретейл, но активно росли другие отрасли, указывает эксперт Franshiza.ru Анна Рождественская:

Анна Рождественская эксперт Franshiza.ru «Интерес сохранился к франшизам сегмента услуг. В первую очередь это франшизы, связанные с детским бизнесом, а также с ремонтом. В 2022 году особенно эта тема стала популярна — проблемы с покупкой новой техники, новых автомобилей. Поэтому все, что связано с ремонтом той техники, которой владеет человек, с запчастями, — это один из ярких трендов. Остался интерес к франшизам общественного питания. Прежде всего это фастфуд, какие-то недорогие концепции. Конечно, стоит отметить еще интерес к покупке франшиз пунктов выдачи заказов».

Но это предмет отдельного разговора. Там много подводных камней и негативных отзывов. И, по некоторым оценкам, рост этого сегмента замедлился.

В «Авито» посчитали, что компании, специализирующиеся на оказании стоматологических и медицинских услуг, в среднем продавались за 700 тысяч рублей, туристические объекты — за 490 тысяч рублей, заведения общепита — 340 тысяч рублей. В сегменте покупок готового бизнеса, по словам экспертов, среднюю температуру по больнице определить сложно. Слишком разные бизнесы продаются. Сделки от нескольких сотен тысяч до десятков миллионов рублей. Крупные предприятия могут продаваться с гарантиями: вносится первый транш, а дальше, если бизнес показывает заявленную доходность, выплачиваются остальные средства. А если доходность оказалась ниже, на остаток может делаться серьезная скидка, рассказывает гендиректор аудиторской группы «2К» Тамара Касьянова. С мелкими бизнесами гарантий нет. Бывает, что продаются и убыточные предприятия. Но причин для продажи даже успешно работающих проектов может быть масса, продолжает эксперт:

Тамара Касьянова гендиректор аудиторской группы «2К» «Иногда у людей не хватает инвестиций, и они ищут себе партнеров. Например, люди пытаются заниматься несколькими видами бизнеса, они понимают, что один не очень идет: потенциально неинтересен, доходность не устраивает — и они решают сконцентрироваться на другом виде бизнеса, который у них идет лучше, тогда они продают тот бизнес, который им неинтересен. Таких случаев достаточно много. Понятно, что продается и убыточный бизнес, но менеджер, который работал в этой сфере деятельности по найму, готов купить аналогичный бизнес, он знает, как его развивать, для него это перспектива выйти на другой уровень».

В минувшем году многим пришлось продавать готовые бизнесы второпях и с большими скидками. А еще, по словам экспертов, покупка готовых бизнесов и франшиз для многих стала новым, ранее не распробованным инструментом инвестиций на фоне резко свернувшихся альтернатив.