Президент Российской ассоциации общественного здоровья Андрей Демин: У частного бизнеса возникает большой соблазн перепродать товары уже на исходе срока годности
Андрей Демин, президент Российской ассоциации общественного здоровья
Начался эксперимент по борьбе с "просрочкой". Я очень рад этой новости. Ведь цифровизация коснулась и системы отслеживания различных параметров пищевой продукции. Кстати, смысл внедрения новой системы разоблачения просроченного товара очень простой: вы приходите в магазин, по ошибке выбираете просрочку, а устройство не позволяет кассиру этот чек оформить.
Конечно, мы должны следить за скоропортящимися продуктами, быть озабочены сроком годности молочной, мясной продукции, товаров, которые, помимо срока, нуждаются в температурном режиме - этот важный аспект, возможно, пока не попал в новую систему отслеживания и контроля.
Ведь у продавцов и работников магазинов по-прежнему работают свои, уже известные всем секреты со сроком годности продуктов. Когда идет раскладка продуктов, они выставляют товары, которые к ним пришли раньше и у которых уже заканчивается срок годности, в первые ряды. Если потребитель просунет руку подальше - достанет что-то посвежее. Вторая проблема в том, что у частного бизнеса возникает большой соблазн перепродать товары уже на исходе срока годности или на просроченном сроке. Нерадивым предпринимателям жалко эти продукты выкинуть и потерять прибыль. И они отдают их в некоторые торговые сети или же отдельные магазинчики, где такой испорченный товар потом продается со скидкой.
Я верю, что система национальной маркировки и прослеживания продукции "Честный знак", которую планируют внедрить во всех магазинах к августу 2023 года, поможет справиться с черным бизнесом и проблемой просроченной продукции. Все должны быть честными - это тот идеал, к которому мы стремимся. Производители на заводе должны нанести точную штрих-информацию о сроке годности на упаковку, те, кто раскладывают эту продукцию, тоже не должны обманывать, дальше кассир должен честно себя проявить. Но в любом случае, пока система не заработает, нашим гражданам надо бдительность свою не усыплять этими экспериментами, а все-таки продолжать контролировать свежесть товара самостоятельно.
И еще. Магазины обязаны так планировать свои закупки, чтобы просрочки поменьше оставалось. Я недавно в своем дворе видел жуткую картину: бездомные ждут, когда из супермаркета выбросят "просрочку" в контейнеры для мусора. На человека, роющегося в помойке, тяжело смотреть. Это проверка реальностью. Надо что-то с этим явлением делать. Может быть, сделать уголок, где нищий человек без справки мог бы взять хлеб и молоко, как делают в некоторых странах в порядке социальной ответственности. Я не думаю, что торговля у нас так страдает, что им это будет не под силу.
Подготовила Елена Кухтенкова