Обновлено в 15:50
Нефтяники жалуются на отказы РЖД в перевозках. С такими проблемами столкнулся ряд крупных НПЗ, в том числе Омский («Газпром нефть»), Киришский («Сургутнефтегаз»), Орский («Фортеинвест»), ТАНЕКО («Татнефть»), а также заводы «Башнефти» (входят в «Роснефть»). Как пишет газета «Коммерсантъ», вопрос неоднократно поднимался на штабах Минэнерго и биржевом комитете ФАС, но решения нет.
В РЖД заверили, что обеспечивают бесперебойную доставку нефтепродуктов в восточном направлении, объемы соответствуют прошлогодним. Вместе с этим, РЖД отмечают, что в условиях дефицита провозной способности БАМа и Транссиба прием грузов идет по очереди: сначала скоропортящиеся грузы и любые грузы во внутрироссийском сообщении, а уже потом все остальное. Комментирует президент Национального исследовательского центра перевозок и инфраструктуры Павел Иванкин:
Павел Иванкин президент Национального исследовательского центра перевозок и инфраструктуры «К сожалению, у нас остается одна проблема на восточном полигоне, это дефицит инфраструктуры, и здесь борьба различных секторов за объемы перевозок, с этим вопросом выходили и угольщики, и металлурги. Мощностей при сегодняшнем спросе на инфраструктуру восточного полигона будет недостаточно, соответственно, действует временный порядок доступа на инфраструктуру, в соответствии с ним грузы получают тот объем, который в соответствии с этим временным порядком может предоставить инфраструктура. На восточном полигоне образуются пробки, то есть все брошенные поезда, которые не могут быть поданы грузополучателю в связи с тем, что отсутствуют мощности для выгрузки, хотя при этом номинально по паспорту они имеют дополнительные резервы. Соответственно, это все складывается в то, что РЖД ограничивают дополнительно прием грузов к перевозке за счет того, что понимает, что выгрузить эти вагоны вовремя и по технологическим картам не получается. Здесь, мне кажется, надо садиться за стол переговоров не только нефтяникам и железнодорожникам, но и получателям нефтепродуктов, для того чтобы выдерживали графики и объемы погрузки. Если есть где-то сбой, то это автоматически бьет по таким показателям, как оборот вагонов, соответственно, вагоны стоят в ожидании выгрузки, а не в движении, это замедляет движение самого вагона и приводит к необходимости привлечения дополнительного парка».
Комментирует независимый аналитик Дмитрий Лютягин:
Дмитрий Лютягин независимый аналитик «Многие российские нефтяные компании пытаются переориентироваться на другие рынки, одним из таких рынков является азиатский регион, он хотя и не очень сильно заинтересован в российских нефтепродуктах, потому что у них высокие объемы собственного производства, и РЖД это чисто технически не смогут пропустить по БАМу. В первую очередь они занимаются углем, по нефтепродуктам работает трубопровод ВСПО, это только цистерны, значит, они начинают конкурировать с другими товарами, как и уголь, и скоропортящимися товарами, поэтому роста пропускной способности у РЖД в этом направлении не хватает. Нужно строить БАМ-2, который начали прокладывать, но это время, проблема в моменте не решается. Для нефтекомпаний это высокий градус проблемы, потому что западное направление, где есть вся инфраструктура для поставки нефтепродуктов, туда российские нефтепродукты не принимаются в связи с ожидаемым введением эмбарго и потолка цен на нефтепродукты, а в восточном направлении могут быть отдельные контракты, но туда не хватает пропускной способности и транспортной инфраструктуры. Ключевое последствие, которое зависит от введения эмбарго на нефтепродукты и потолка цен на нефтепродукты, приведет к сокращению объема переработки российской нефти на 15-20%, возможно, уже в этом году, если не будет востребована российская переработка в тех продуктах, которые ранее направлялись в западном направлении, то этот объем будет не переработан, но добыт и отправлен в восточном или другом направлении как чистая нефть».
По данным Минтранса, в 2022 году погрузка нефти и нефтепродуктов на внутренний рынок выросла более чем на 2%, а для потребителей Дальнего Востока — на 11%.
Поставки нефти из России на Восток увеличились с февраля до максимума за шесть лет, выяснило Bloomberg. Россия переориентировала экспорт с Европы: поставки туда, напротив, сократились на 30% за период с февраля по июнь.