Удаленка не для всех. Кому подходит такой формат работы?
Молодые сотрудники и руководители не могут эффективно трудиться на удаленной работе — об этом на форуме в Давосе заявил глава банка JPMorgan Джейми Даймон. Впрочем, он об этом говорит не в первый раз. Ранее инвестбанкир говорил, что удаленный формат не работает для тех, кто стремится вперед, а также не способствует развитию корпоративной культуры.
Редакция Business FM спросила мнение предпринимателей, чьи сотрудники в теории могут трудиться дистанционно.
Партнер, руководитель практики трудового права юридической фирмы Five Stones Consulting Александр Карпухин:
«Я согласен с главой JPMorgan. Все мы проводили вынужденный эксперимент по удаленной работе во времена ковида, и в отношении нашего персонала, то есть юристов, этот эксперимент показал, что, к сожалению, для большинства юристов, и особенно для молодых юристов, достаточно сложно работать удаленно. В первую очередь это связано с вопросами организации процесса, потому что человек, работающий на удаленке, должен самостоятельно организовывать свой рабочий процесс в рамках удаленного места работы, самостоятельно следить за своей дисциплиной, все успевать, так как над ним ежесекундно нет начальника, который проконтролирует выполнение задач, занятость и так далее. Для многих это оказалось сложно — это первый момент. Второй момент, он тоже очень важен: дело в том, что, когда человек находится на удаленке, он не находится под прямым и непосредственным контролем своего руководителя. Если работник находится в офисе, то до него достаточно легко достучаться, дозвониться, проконтролировать выполнение работ, дать новое задание, что-то обсудить оперативно. Если человек находится на удаленке, это не всегда просто. Например, человек вышел из комнаты, оставил телефон в комнате, час на связи не был или два. В это время возник клиентский запрос или появилась какая-то идея, которую срочно необходимо обсудить, устроить мозговой штурм, а это невозможно».
Генеральный директор оператора дата-центров Oxygen Павел Кулаков:
«Все очень сильно зависит от профессии, круга решаемых задач. Если молодой сотрудник работает сотрудником кол-центра, то пусть он работает из дома. Но есть руководители, которые принимают только стратегические решения или заседают в совете директоров, условно говоря, а есть руководители, которые занимаются операционными вопросами. По операционным вопросам, конечно, необходимо присутствие. Тем, кто занимается стратегией, присутствие не так необходимо. Разные профессии подразумевают совсем разные задачи. Безусловно, последние два года показали, что кто-то научился, и в каких-то областях научились работать очень эффективно на удаленке, это очень сильно меняет ландшафт недвижимости, трудового дня и взаимодействия в компаниях. Это работает эффективно. Это очень распространено для передовых отраслей, таких как ретейл, IT, финтех. Это очень хорошо работает в этих отраслях для ряда профессий. Есть, безусловно, ряд консервативных отраслей экономики, где это не сработало, и где это явно вызывает потерю эффективности, и где возвращение к классической организации труда просто необходимо».
Генеральный директор компании FinHelp Павел Вешаев:
«За время пандемии мы вынужденно отправили большое количество исполнителей на удаленную работу, и после того как пандемия закончилась, большинство сотрудников в офис не захотели вернуться. Это экономисты, финансисты, которые не работают с клиентами и которые могут спокойно работать удаленно. Но в то же время сотрудники, которые работают с клиентами, консультируют, и также руководство, безусловно, работают в офисе, потому что и КПД лучше, и плюс переговоры с клиентами. Поэтому совсем уйти на удаленку невозможно. Руководитель должен коммуницировать с сотрудниками, партнерами, контрагентами. И в плане новых сотрудников мы видим, что, конечно, нового сотрудника нужно посадить со старожилом, чтобы он его натаскивал».
Весной позапрошлого года Джейми Даймон заявлял, что намерен возвращать сотрудников в офисы, и говорил, что не все из них обрадовались этим планам. Но, как тогда сказал банкир, «такова жизнь».