Эксперт Зубец об итогах Давосского форума: Экономике, какой мы ее знали, наступает конец
Завершающийся очередной Давосский форум - это яркий пример внешнего блеска и духовной нищеты, которая скрывается за красивым фасадом.
Казалось бы, полсотни президентов и премьеров, больше сотни миллиардеров, самая значимая мировая экономическая тусовка, глобальная ярмарка тщеславия с золотой мишурой. Но из глав действительно значимых государств в Давос прилетел почему-то только канцлер Германии. США представляли персоны второго и третьего порядка, а китайская делегация была малочисленной и возглавлял ее незначительный чиновник с истекающими полномочиями. И даже Джордж Сорос проигнорировал мероприятие, где всегда бывал центральным спикером. Ну а отсутствие российских представителей, без которых вызовы мировой экономике обсуждать глупо, и вовсе превратило нынешний Давос в заседание провинциального парткома по содержанию с последующими нехитрыми развлечениями.
Не сказать, что этот форум был совершенно бесполезным мероприятием на протяжении всей своей истории. С 1971 года собрание мировых финансистов и политиков занималось выработкой новой философии развития человеческой цивилизации. И небезуспешно. Идеи, предложенные научными центрами и отдельными участниками, вовлеченными в его орбиту, давали пищу уму. Считалось, что Всемирный экономический форум - это интеллектуальный центр "золотого миллиарда", который занимается сохранением его благополучия. Вот только страны этого миллиарда больше не демонстрируют способность к экономическому и политическому лидерству. И запас идей у Запада зримо истощился, а немногие оставшиеся неприемлемы для остальных семи миллиардов человечества.
И ладно бы противоестественная гендерная повестка, над которой уже и на Западе начинают смеяться, но вот меры по защите экологии, о которых любили прекраснодушничать в Давосе, сдерживают развитие экономики и создают новые зависимости для развивающихся стран.
В этом смысле показательна книга Клауса Шваба, бессменного председателя этого высокого собрания - "Капитализм всеобщего блага". По сути это набор благих пожеланий и глубоких размышлений, почему лучше быть здоровым и богатым, чем бедным и больным. Но именно идей всеобщего и равномерного роста, как заявлено в названии, этот опус не предусматривает.
Сегодня совершенно очевидно, что глобальной экономике, какой мы ее знали последние десятилетия, наступает конец. Сильные страны уже живут по принципу "спасение утопающих - дело рук самих утопающих", без оглядки на вчерашних друзей, а очень часто - и за их счет. В этих условиях Клаус Шваб сильно напоминает кота Леопольда с призывом "Давайте жить дружно!", который становится смешным, если никто вокруг не собирается следовать этому совету. То, что нынешний Давос проигнорировали действительно сильные мира сего, лишнее тому подтверждение.