Минфин США ввел санкции против бизнесмена Владимира Потанина и ряда его структур
Обновлено в 22:25
США ввели санкции против российского миллиардера Владимира Потанина, его супруги и детей. Также в черный список, так называемый SDN-лист, попали холдинг «Интеррос» и Росбанк, недавно выкупленный «Интерросом» у французской группы Societe Generale. Свернуть все операции с ними Минфин США предписал до 15 марта 2023 года.
При этом против самого «Норникеля» санкции вводить не стали. Потанин долгое время оставался в числе самых неподсанкционнных российских топ-менеджеров, ограничения в отношении него вводили лишь Великобритания и Канада.
Осенью в интервью РБК Потанин говорил о строительстве в «Норникеле» так называемого народного коммунизма. За десять лет в планах было увеличить долю акций во владении физлиц с 10% до 25%. Такой же курс должен был начаться и в Росбанке — сотрудникам должно было достаться 10% акций.
О последствиях внесения структур Потанина в черный список США Business FM спросила гендиректора инвестиционной компании «Инфраструктура России» Станислава Машагина:
— Хотелось бы отметить, что, скорее всего, Владимир Потанин был исключен из-под санкций временно. Дело в том, что он переводил свои активы из Европы в Россию. У многих иностранных держателей, как, например, Societe Generale, выкупали активы, поэтому я думаю, что была пролоббирована индивидуальная для него отсрочка, для того чтобы он смог успеть воспользоваться своими ресурсами и позволить выйти иностранцам, включая господина Тинькова.
— Что касается его концепции народного капитализма, которую он в «Норникеле» строил...
— В «Норникеле» была определенная история, поскольку акции неплохо росли и многим работникам казалось, что они являются соучастниками этого большого движения. Но по большому счету это игра слов для отвлечения внимания. Это очень рентабельный актив, который приносит очень много денег акционерам, прежде всего господину Потанину и господину Дерипаске. Говорить о каком-то народном предприятии совершенно бессмысленно, поскольку это очень далеко. Лучшее для отвлечения внимания — это снижение напряженности. Есть народные предприятия, которые делят доходы между акционерами. «Норникель», уверяю вас, совершенно не такая история. Это грубый, высокорентабельный капиталистический бизнес, каким он и останется.
— То, что под санкции попали и «Интеррос», и Росбанк, каким-то образом влияет на операционную деятельность «Норникеля»?
— На операционную деятельность «Норникеля» влияют иностранные банки, с которыми он активно работает. Тот же самый Societe Generale является крупным партнером. «Норникель» давно уже не зависит от российских банков, поэтому против него санкции не вводят: он является крупным заемщиком и крупным игроком на международном финансовом рынке. И по деривативам, и по кредитным продуктам он уже давно перерос все вместе взятые российские организации. Поэтому на операционную деятельность «Норникеля» никак не влияет работа с Росбанком. Пока «Норникель» не под санкциями, все будет в банковском обслуживании внутри страны так же: скорее всего, останется доминирующий Росбанк. А в международном обслуживании компании так и будут крупнейшие иностранцы, среди которых существенную часть занимают европейские банки, такие как Societe Generale.
Росбанк по рейтингу «Интерфакса» занимает 11-е место в России по активам, они составляют более 1,5 трлн рублей. Банк также входит в список системно значимых кредитных организаций. При этом Росбанк, еще не находясь под санкциями, летом этого года перестал работать с долларами и евро и прекратил открывать новые валютные счета. Однако в структуре «Интерроса» у Росбанка сохраняются расчеты за никель и палладий.
Чем грозит для Росбанка попадание под санкции Минфина США? Не отключат ли банк от SWIFT и не исключат ли его из расчетов с зарубежными компаниями и физлицами? Комментирует начальник аналитического управления банка БКФ Максим Осадчий:
— Сейчас закрыта отчетность. Увидеть реальные потоки затруднительно, но, по логике, да. Кстати, он уже был под английскими санкциями с июня. Так что определенный опыт имеется. Росбанк попал в руки Потанина, еще и Тинькофф не будем забывать. Если у вас есть два банка, почему не перевести расчеты на второй банк? Оба банка немаленькие.
— Было бы преувеличением сказать, что это непереносимый удар и существует вероятность полного отключения от SWIFT?
— Включение в SDN-лист вовсе не означает отключение от SWIFT. Отдельно принимаются решения. Попадание в SDN-лист означает, что вы просто не можете работать с американцами.
Кроме того, в санкционные списки США попали первый вице-премьер Андрей Белоусов и 29 российских губернаторов — почти треть от общего числа глав регионов. В списке — Радий Хабиров, Антон Алиханов, Андрей Воробьев, Евгений Куйвашев и другие. А вот губернатор Тульской области Алексей Дюмин под санкции не попал.
О принципах отбора глав регионов со стороны Минфина и о том, почему на «Норникель» пока не накладывают санкции, рассуждает ведущий эксперт Центра политического анализа Михаил Захаров:
— Я подозреваю, что принцип включения губернаторов в санкционные списки прост: это те, кто попадает с яркими высказываниями по поводу ведения специальной военной операции. Что касается Потанина и его включения в санкционные списки, здесь все-таки надо понимать, что долгое время господин Потанин не входил в санкционные списки потому, что он считался респектабельным российским бизнесменом. Но после этого было несколько кейсов, которые могли на Западе восприниматься как отход от этого принципа, как, например, покупка Тинькофф банка. Многочисленные интервью, которые раздал после этого Олег Тиньков, могли оставить впечатление, что Потанин выкупил Тинькофф банк по прямому указанию российских властей, что могло явиться поводом для включения в санкционные списки Потанина, его управляющей компании или топ-менеджмента. Заметим, что под санкции до сих пор не попал «Норникель».
— Я понимаю, «пока», потому что и «Интеррос», и Росбанк уже попали.
— «Интеррос» — это просто управляющая компания, Росбанк — это банк, который обслуживает интересы группы, а «Норникель» — это компания, которая производит не только никель, но медь, палладий и кучу всего.
— Значит, не очень выгодно блокировать, потому что не так много в мире этих производителей.
— Да, не так много производителей никеля, поэтому «никель мы будем покупать». И алюминий, наверное, будут покупать в каких-то, может быть, не таких товарных количествах. Когда я увижу «Норникель» под санкциями, тогда я скажу, что Запад в своей непримиримой борьбе действительно принципиален. Пока структуры [Сергея] Чемезова торгуют титаном, а «Норникель» спокойно торгует металлами, все это разговоры в пользу бедных.
В компании «Русал», втором крупнейшем акционере «Норникеля», заявили РБК, что алюминиевая компания не находится под санкциями, поэтому ее присутствие в составе акционеров ГМК будет способствовать сохранению устойчивости «Норникеля». «Русал» в этом заинтересован, отметили в компании. В Росбанке РБК заявили, что санкции не окажут существенного влияния на работу организации, банк продолжит работать в стандартном режиме.
В санкционный список также попали некоторые структуры, аффилированные с банком ВТБ. Сам банк находится под санкциями еще с февраля. В ВТБ назвали такой шаг со стороны Минфина США «политизированным», при этом отметили, что банк «умеет адаптироваться».