Войти в почту

​«Мнение бизнеса предпочли проигнорировать». Как новая редакция терсхемы ТКО на Южном Урале опустошает бюджет и карманы предпринимателей

Министерство тарифного регулирования и энергетики Челябинской области проинформировало о последствиях изменений в терсхеме по обращению с ТКО. Доработанный проект повлечет рост бюджетных субсидий на ограничение роста платы граждан до 1,89 млрд рублей или на 34% по отношению к предыдущей редакции.«Изменение схемы потоков и участников рынка в доработанном проекте терсхемы повлекло корректировку плеч транспортирования <…> Учитывая, что данные утвержденной Территориальной схемы используются для целей тарифного регулирования, прошу Вас исключить избыточную нагрузку на потребителей и бюджет Челябинской области и обеспечить утверждение Территориальной схемы в сроки, позволяющие учесть ее показатели при тарифном регулировании на 2023 год», – отражено в многостраничных замечаниях к проекту.Стоит отметить, что потребителями услуги по вывозу мусора являются как граждане, так и юридические лица. Для населения предусмотрено бюджетное субсидирование. Льготные тарифы устанавливаются в соответствии с ежегодными индексами роста платы. Так как реальная стоимость транспортировки значительно их превышает, разница ложится на казну. Таким образом, в будущем году из бюджета Челябинской области для ее нивелирования придется изъять, как отметили аналитики Минтарифов, почти 2 млрд рублей.Бизнесу же и вовсе придется оплачивать резко возросшие платежи из собственного кармана, поскольку никакой компенсации для него не предусмотрено. Стоит отметить, что многие предприниматели уже пытаются наладить на своих объектах раздельный сбор отходов и их сортировку, тем более, такие целеустановки неоднократно озвучивались федеральными властями.При этом в Минэкологии Челябинской области, судя по всему, проблемы не видят. Такие выводы можно сделать, исходя из позиции чиновников.«Основная цель территориальной схемы – остроение эффективной системы обращения с твердых коммунальных отходов, направленной на увеличение доли обрабатываемых и утилизируемых ТКО и сокращение количества ТКО, направляемых на захоронение в два раза к 2030 году, в соответствии с Указами президента. Ежегодная корректировка необходима для поддержания территориальной схемы в актуальном состоянии с целью корректного расчета баланса обращения с отходами и определения стоимости услуг регионального оператора. В документ внесены фактические данные деятельности региональных операторов в 2021 году, обновлен список мест накопления ТКО по информации органов местного самоуправления, обязанных вести реестр контейнерных площадок», – заявляют чиновники.Кроме того, в Минэкологии сообщили о планах строительства новых инфраструктурных объектов в зонах деятельности местных регоператоров. Судя по ним, регион должен получить мусоросортировочные комплексы в Сатке и Аше, реконструированный объект в Снежинске, расширение действующего полигона «Спецсервиса» в Кыштыме, а также экопромышленный технопарк в Карабашском кластере в рамках федерального проекта «Экономика замкнутого цикла».Также чиновники рассчитывают на строительство дополнительных объектов обработки в Челябинском кластере с целью сокращения потоков мусора, идущего на полигон в Полетаево. Дополнительно подчиненные министра Сергея Лихачева указали на ввод нового мусоросортировочного комплекса с полигоном ТКО в Магнитогорске. Однако уже проведенная оптимизация пока влияет лишь на рост тарифа. При этом наиболее ощутимым он оказался как раз в Магнитогорском кластере. Согласно расчетам отраслевиков, среднее расстояние транспортировки отходов здесь увеличится на 33%. 10% из-за увеличения транспортных плеч рост составит в Челябинском кластере, 6% – в Карабашском. То есть, наиболее крупные территории региона почувствуют на себе влияние корректировок. Неизменным расстояние останется только в Кыштымском кластере, а в Горном даже уменьшится на 2%, но определяющими эти зоны не являются.При этом, как отмечают отраслевые специалисты, знакомые с расчетами Минэкологии, плечи транспортирования на будущий год чиновники рассчитывали без учета фактической работы регоператоров и присутствующих в регионе мест перегрузки, эксплуатируемых ими. Отметим и другие нюансы новой редакции терсхемы. В частности, в области предполагается сократить количество контейнерных площадок, причем наиболее ощутимо – более чем на 1,1 тыс. – в Кыштымском кластере. На несколько сотен их меньше станет и в Челябинской зоне. При этом невысокая заполняемость контейнеров – менее 50% - сохранится. На этом фоне уже в ближайшей перспективе юрлицам придется платить за вывоз отходов значительно больше. Это ясно следует из постановления Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области, касающегося Магнитогорского кластера, где услуги регоператора оказывает ООО «Центр коммунального сервиса». Так, по документу, вступившему в силу с 1 декабря, с начала текущего года потребители услуги платили из расчета 483,92 рубля за кубометр отходов. До 1 января следующего года им придется отдавать уже 776,85 рубля. Такой же предельный тариф будет действовать и в 2023 году. Уточним, это уже второе повышение расценок. С июля предпринимателям в Магнитогорском кластере пришлось отдавать за вывоз ТКО 663,26 рубля, причем связано это было с вводом в эксплуатацию нового мусоросортировочного комплекса компании «Ситиматик», и, как следствие, необходимостью возврата средств инвесторам. Таким образом, всего за полгода размер платы за услугу вырос на 60%. Стоит отметить, такой сценарий заставил бизнес искать пути снижения финансовой нагрузки. На ввод на производствах раздельного сбора отходов и их сортировки негативно отреагировали в «Центре коммунального сервиса». Более того, из-за сокращения выручки мусорщики даже обращались в прокуратуру. От надзора требовали разобраться, что стало причиной уменьшения объемов потоков твердых коммунальных отходов. «Насколько знаю от коллег, сейчас регоператор собирает сведения об образовании отходов с предприятий. Некоторым уже намекнули на перевод расчетов по нормативам, а не по факту, а это в несколько раз превышает реально образуемый объем. С нашей точки зрения, это незаконно, и мы, конечно, откажемся от такого перевода. Кроме того, предпринимательское сообщество обращает внимание, что переход на раздельный сбор и сортировку мусора – это не самодеятельность, а федеральные требования, которые мы намерены соблюдать», – высказывают свой взгляд на ситуацию в бизнес-сообществе Магнитогорска.К слову, в марте текущего года «Центр коммунального сервиса» уже получал предупреждение от регионального УФАС с требованием в течение 30 дней прекратить злоупотребление доминирующим положением на рынке. Речь тогда шла о навязывании невыгодных условий магнитогорскому «Расчетно-кассовому центру». Как уточнили в управлении, в 2021 году ЦКС необоснованно изменил условия договора, в результате чего объем принимаемых отходов увеличился двукратно, а РКЦ понес дополнительные расходы.Впрочем, судя по всему, чиновники и регоператор не намерены отказываться от изменений в терсхеме. Большинство предложений, внесенных бизнесом и экспертами, были отклонены. При этом заметим, ряд из них касался серьезной экономии средств.«Объединением общественных инспекторов по охране окружающей среды совместно с заинтересованными организациями Магнитогорска выявлена наиболее оптимальная схема транспортирования потоков ТКО. Осуществлен замер расстояний транспортирования потоков ТКО в Магнитогорске. На основании изложенного, предлагаем 100 тысяч тонн ТКО Магнитогорского городского округа в 2023-2030 годах направить на обработку на объект (МСК) ООО «Спецкомплекс», с последующим захоронением на полигоне ТКО АО «Ситиматик». ТКО Верхнеуральского МР, Кизильского МР, Агаповского МР, Нагайбакского МР, Чесменского МР, Варненского МР, Брединского и Каргалинского МР, а также ТКО Магнитогорского ГО в размере 7 897 тонн направить на обработку и захоронение в АО «Ситиматик». Данное перераспределение является наиболее оптимальным и принесет экономию в размере от 270 до 340 миллионов рублей ежегодно», – указывали аналитики.Тем не менее, к их мнению в Минэкологии предпочли не прислушиваться. Судя по всему, дальнейшие конфликты вокруг территориальной схемы становятся неизбежны.УралПолит.Ru продолжит следить за развитием событий. Автор: Александр Филиппов

​«Мнение бизнеса предпочли проигнорировать». Как новая редакция терсхемы ТКО на Южном Урале опустошает бюджет и карманы предпринимателей
© УралПолит.Ru