Развитие речных грузоперевозок обсудили в Нижнем Новгороде
Речные грузоперевозки могут выйти на новый уровень. Из-за западных санкций их востребованность только растёт. О развитии грузоперевозок на Волге и реализации проекта «Великий Волжский путь» говорили на VII Транспортном форуме, который состоялся в Нижнем Новгороде. Организаторами мероприятия выступили Торгово-промышленная палата Нижегородской области, Ассоциация международных автомобильных перевозчиков при поддержке правительства Нижегородской области. Окно возможностей Сегодня проект «Великий Волжский путь» ставит задачу возродить в ПФО систему межрегиональных речных перевозок, но речь, скорее, о туризме. Между тем сложившаяся геополитическая обстановка открыла перед грузоперевозками по реке окно возможностей. Пути экспорта и импорта через Запад закрыты, морские порты на южном направлении перегружены, серьёзно выросла загрузка железной дороги. Поэтому сегодня как никогда становятся актуальными внутренние речные перевозки. В этом году объём внутренних речных перевозок вырос на 26,6%, в то время как внешние перевозки сократились на 10%. При этом, по оценке Министерства транспорта РФ, внутренние водные пути используются в нашей стране лишь на 10%. «Перевозки грузов внутри России ограничены, и реки должны работать как транспортный путь наравне с железными дорогами и автоперевозками на внутренние потребности страны. С ростом грузоперевозок наземный трафик уже не обеспечивает необходимую пропускную способность», – отметил депутат Государственной думы Федерального собрания РФ, президент Союза транспортников России, председатель комитета по транспорту при ТПП РФ Виталий Ефимов. В рамках форума состоялась выставка автомобилей и техники для бизнеса. Маршрут построен Однако на пути развития речных перевозок остро стоит проблема обмеления Волги. «Из-за снижения уровня воды судоходные условия на участке внутренних водных путей от Городца до Нижнего Новгорода ухудшаются в течение 35 лет. Пропускная способность снизилась. Лодки вынуждены подолгу простаивать в ожидании шлюзования», – рассказал заместитель руководителя по гидротехническим сооружениям ФБУ «Администрация Волжского бассейна внутренних водных путей» Сергей Камоза. Чтобы решить эту проблему, в настоящее время осуществляется реализация проекта реконструкции судоходных шлюзов городецкого гидроузла, включая строительство дополнительной камеры шлюза и создание судоходного канала от Городца до Нижнего Новгорода. Завершение реконструкции гидроузла запланировано на 2024 год. Ещё одна серьёзная задача, которую необходимо решить для возрождения речных перевозок, – создание инфраструктуры. Так, к примеру, отсутствует грузовой порт. Единственный сухогрузный мультимодальный портовый комплекс был построен в Кстове. «Когда границы закрылись, мы обсуждали с экспортёрами отправку стали, бумаги и фанеры, но не смогли ничем помочь, – рассказал генеральный директор компании «Логопром» Андрей Иванов. – Наш причал в Кстове полностью загружен навалочными грузами. Чтобы грузить фанеру, нам нужно занимать причал на несколько суток. Образуется очередь на рейде, мы теряем клиентов. А контейнеров нет. Даже если бы они и были, на всей Волге, не только в Нижнем Новгороде, нет кранов, которые могли бы грузить контейнеры. Надо наращивать портовую инфраструктуру и ставить современную крановую технику. Без государства мы никак это не сделаем». Активному развитию речных перевозок препятствует проблема стареющего речного флота. У речного судна сроки окупаемости более длинные, чем у судов класса «река-море» в связи с сезонностью работы речного транспорта. «Речное судно работает вполовину меньше, чем морское, и даже с учётом господдержки окупаемость увеличивается кратно», – отметил административный директор судоходной компании «Волжское пароходство» Рустем Галеев. Для обновления флота, по словам Рустема Галеева, необходимо дополнительное государственное субсидирование. Хорошим подспорьем для развития судостроительной отрасли станет Стратегия развития судостроительной промышленности до 2035 года, в рамках которой приняты механизмы государственной поддержки. Это субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам на закупку судов и лизинговым платежам, а также субсидии на приобретение (строительство) новых судов взамен сданных на утилизацию («судовой утилизационный грант»), реализация программ льготного лизинга. Участники форума сошлись во мнении, что проект «Великий Волжский путь» необходимо расширить. Свои предложения они изложили в резолюции, которая будет направлена в профильные ведомства.