Страны ЕС поссорились из-за уже запрещенной российской нефти
Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков прокомментировал планы ЕС ввести потолок цен на российскую нефть. «Мы исходим пока из установки, что не будем поставлять нефть и газ тем государствам, которые введут и присоединятся к потолку. Но видя эти цифры, мы, конечно же, должны все проанализировать перед тем, как сформулировать позицию», — сказал он. Ранее издание Politico писало, что Польша выступает за потолок цен на нефть из России в 30 долларов за баррель, при этом большинство государств Евросоюза согласны с предельной ценой на уровне 65-70 долларов за баррель.
Обсуждение цифр ценового потолка на российскую нефть в ЕС уперлось в весьма жесткую позицию Польши и трех балтийских стран. По их мнению, утекшие в прессу показатели в 65-70 долларов за баррель являются чрезмерными и позволят России и дальше финансировать боевые действия на Украине. Тогда как сокращение этих финансовых потоков является главной целью установления потолка.
При этом отмечается некоторое различие в подходах ЕС и США. Америка, которая в лице министра финансов Джанет Йеллен, насколько помнится, первой предложила такую идею, сейчас делает акцент на то, чтобы введение механизма не оказало драматического влияния на мировой нефтяной рынок и не вздернуло цены до небес. В Европе на первом месте как раз политическая цель: сократить денежные поступления в российскую казну. Вашингтон при этом подчеркивает, что не хочет навязывать свое видение ценового предела, предоставляя возможность европейцам самим определяться. Тем более что Америка импортировать российскую нефть и нефтепродукты перестала еще весной и в будущем делает ставку на размораживание связей с Венесуэлой. Тогда как в Европу только морем по-прежнему поступает из России не менее миллиона баррелей в сутки. Правда, речь в основном о Южной Европе, Северная Европа нефть у России почти не покупает.
Северо-европейское меньшинство настроено решительно — глава МИД Эстонии Урмас Рейнсалу грозит, что его страна применит в ЕС право вето при установлении слишком высокого потолка цен: «По мнению Эстонии, такой ценовой горизонт является недостаточно амбициозным, учитывая, что в Европейском союзе нам не удалось достичь соглашения по девятому пакету санкций». Его слова насчет вето следует понимать буквально.
Между тем, в ЕС обычно стараются находить компромисс даже по самым сложным проблемам. И антироссийские санкции тут не исключение. Правда, найти компромисс между ценой в 70 долларов за баррель и 30, как предлагают Польша и балтийские страны, непросто. Возможно, отчасти смягчению позиций меньшинства может способствовать скорейшее принятие девятого пакета санкций в более жестком варианте, при включении в него не только десятков российских физических лиц, но и даже топлива для АЭС и российских алмазов, чему ранее противилась Бельгия.
Предлагаемые Польшей 30 долларов за баррель исходят из оценки себестоимости добычи российской нефти от 12 до 20 долларов. При этом Греция, Кипр и Мальта, имеющие большой танкерный флот, настаивают на 70 долларах, чтобы сохранить бизнес морских перевозок. Это даже выше нынешней актуальной цены на Urals. Предполагается разрешать танкерные перевозки и их финансовое и прочее обеспечение только при условии соблюдения потолка цен.
Примечательно, что Минфин США в лице его подразделения OFAC (Office of Foreign Assets Control), отвечающего за соблюдение санкций, опубликовал на днях разъяснения по поводу применения данного механизма для американской юрисдикции. И он выглядит относительно гибким. Еще можно напомнить, что США обещали не применять вторичные санкции для третьих стран типа Индии, если они не соблюдают потолок, но и не пользуются западным финансовыми и страховыми структурами. Итак, по регламенту OFAC, потолок применяется с момента начала морской транспортировки российской нефти до первой продажи на суше в иной юрисдикции. После прохождения таможенной очистки в другой юрисдикции предельная цена более не применяется к дальнейшим продажам на суше. Если же после этого российская нефть снова вывозится обратно по морю без переработки, ценовой предел остается в силе. Однако, как только сырая нефть подвергается существенной переработке, превращаясь в новый продукт с новым названием и характеристиками в нероссийской юрисдикции, такой продукт уже не подпадает под ценовой предел и может экспортироваться с использованием морского транспорта.
Предстоит выяснить на практике, может ли, например, «Лукойл», следуя ценовому ограничению, транспортировать морем для переработки сырую нефть на свои НПЗ в Италии (на которые приходится 20% от общего объема нефтеперерабатывающих мощностей страны), а затем уже транспортировать нефтепродукты без всяких ограничений.
Впрочем, в случае установления ценового предела близко к рыночной цене или даже выше ее, с учетом применяемых скидок, Москве так или иначе придется принимать политическое решение — следовать ли своей ранее категоричной угрозе не продавать нефть тем, кто к этому механизму присоединился. Тем более что цены в районе до 70 долларов за баррель заложены и в российский бюджет на ближайшие годы.
Но и со стороны ЕС решение будет тоже политическим. Возможно, что под давлением решительного меньшинства ограничение в 65-70 долларов не устоит. При этом ЕС чувствует себя обязанным принять решение до 5 декабря, когда в ином случае вступит в силу полное эмбарго на российскую нефть, кроме поставляемой по нефтепроводу «Дружба». Можно, теоретически, дождаться непосредственно 5 декабря и посмотреть, что получится, если эмбарго будет введено, а ценовой потолок нет. Это будет смелый эксперимент. Но на понижение ставок нынче играть не принято.