Войти в почту

Проблемы рязанцев из «Есенинской Руси» оценили на федеральном уровне

«Край ты мой заброшенный»

Проблемы рязанцев из «Есенинской Руси» оценили на федеральном уровне
© 62info.ru

Территория «Есенинской Руси» имеет статус достопримечательного места – говоря простыми словами, здесь не только действуют ограничения на застройку, но и нельзя менять облик уже имеющихся строений. Такое решение было принято под аргументом сохранить места, связанные с жизнью самого известного рязанского поэта. Но в границы достопримечательного места при этом включили весьма обширные территории, напоминает издание: 42 населённых пункта, 46 гектаров земли.

Если считать, что все эти места связаны с Есениным – складывается впечатление, что он всю юность бегал марафоны по окрестностям родного Константинова, и при этом его вдохновлял буквально каждый дом и куст.

«По факту, в Москве перестраховались и наложили запреты вокруг Константинова в радиусе 30 километров. И с тех пор никто ничего сделать с этим не может», - приводит издание 360 объяснение юриста Полины Хромых, которая занимается проблемами местных жителей.

Проблемы у них простые: они не могут сделать буквально ничего с собственным жильём. В оставшемся от бабушки доме рухнули стропила и протекает крыша? Даже если собственник готов отстроить на месте руин не типовой «каркасник», а резной теремок – сделать этого нельзя.

За примером далеко идти не надо – например, дом Валентины Самойловой (на фото выше) стоит в центре Константинова. Построен был ещё в начале прошлого века. Вдохновлял ли он сотню лет назад Есенина? Маловероятно. Зато теперь вдохновляет местных и туристов вспомнить строки великого поэта: «Край ты мой заброшенный». Фраза «избы забоченились» из этого же стихотворения вполне может быть отнесена к подпоркам завалившихся стен; можно рассмотреть и «плесень сизую».

При этом новый дом построить себе пенсионерка не может. Как уточняет издание 360, чиновники сообщили, что это испортит исторический вид улицы. А вот полусгнившие руины Константиново, по-видимому, украшают: создают атмосферу среднерусской тоски. Если это было целью ограничений – она достигнута, но, насколько известно, декларировались иные задачи.

Хотя можно обязать жителей «Есенинской Руси» (напомним, 42 населённых пункта) выходить на дорогу при виде туристов в «старомодном ветхом шушуне».

Рыбновский Китеж

Говоря образами народной культуры, можно сравнить ещё один местный посёлок с градом Китежем – призрачным городом. Раменские дворики находятся по пути к Константинову. Застройку здесь стилизовали: бревенчатые домики, похожие на резные терема; поблескивающие золотом купола церквушки у края леса.

Может быть, кто-то из местных вдохновился бы видом – и был бы у нас второй Есенин. Но местным не до стихов – они уже привыкли оперировать не метафорами, а суровым канцелярским стилем. Пишут во все инстанции, поскольку оказались в патовой ситуации: застройку здесь сначала разрешили, а потом запретили. К этому моменту многие уже успели справить новоселье.

Причем в числе собственников земли – и многодетные семьи, которые получили участки в рамках госпрограммы по поддержке. То есть землю им дали, строиться на ней нельзя, продать нельзя тоже (закон запрещает продажу полученного по госпрограмме для многодетных участков). Но и получить участок, где строиться можно, теперь опять же нельзя – право на льготу использовано, вот же участок. Но строиться на нём нельзя, продать нельзя… Далее – по кругу.

Может быть, посёлок должен представляться туристам неким есенинским «чёрным человеком»: и есть, и нет, и это сводит с ума.

«…ей сегодня примечталось, что совсем-совсем немного ждать…»

Почему же так вышло? Публикующее своё расследование издание полагает, что причина может быть банальной – ошибка властей, или, как сказала юрист, «перестраховались».

Что мешает исправить ошибку? В Министерстве культуры изданию 360 объяснили, что границы объекта культурного наследия «можно изменить, если инспекция по охране объектов культурного наследия Рязанской области покажет, что границы достопримечательного места можно сузить без ущерба для «Есенинской Руси». В самой инспекции жителям «Раменских двориков» ответили, что изменить условия землепользования охранной зоны «фактически невозможно».

Добавим, что есть иная точка зрения – в частности, зампред регионального ВООПиК Игорь Кочетков (он был в числе инициаторов установки регламентов) говорил, что что ограничения, с которыми сталкиваются жители «Есенинской Руси», застройке не мешают, а только её упорядочивают.

Впрочем, местные жители, видимо, с ним не согласны – начали сбор подписей против руководства ВООПиК.

Ранее сообщалось, что градостроительный регламент достопримечательного места «Есенинская Русь» в Рязанской области могут изменить к 2024 году.

Местным жителям остается ждать – и пока жить «в том краю, где жёлтая крапива / ‎и сухой плетень, / приютились к вербам сиротливо / ‎избы деревень».