В России дефицит швей на производствах. Чем объясняется нехватка рук?
О дефиците швей в России говорят уже несколько лет. Еще в конце прошлого года сообщалось, что в легкой промышленности не хватает около восьми тысяч человек. Особенно острым вопрос стал, когда страну покинули западные бренды: спрос на местную одежду стал выше, а предложение растет незначительно.
Опытом делится соучредитель фабрики текстильных изделий Pink Bus Мария Батюхнова:
Мария Батюхнова соучредитель фабрики текстильных изделий Pink Bus «У нас трудятся пять швей, но мы бы с удовольствием наняли еще два-три человека как минимум. Сложности на рынке труда существуют уже давно. Я не могу сказать, что это как-то связано с мобилизацией. Даже год или два года назад очень сложно было найти хорошую швею. Я это связываю с тем, что просто нет специализированных учебных заведений. Сейчас остались те швеи, у которых старая школа, либо те, кто практически не умеет работать, без опыта, либо же это приезжие. В этом году у нас в разы выросли продажи, если брать Wildberries. Мы продаем там футболки с печатью и без печати и некоторую другую трикотажную продукцию. У нас выросли продажи, во-первых, из-за того, что в принципе клиентов на Wildberries стало больше. А возможная причина этого — что ушли [западные] бренды».
Чтобы привлечь на производство хороших швей, компании поднимают им зарплаты. Квалифицированный специалист сейчас может заработать до 120 тысяч рублей, если умеет быстро и качественно шить футболки. Но и тут нишу занимают либо швеи со стажем — выпускницы советских училищ, либо мигранты. Российским гражданам выбирать эту профессию просто неинтересно. Продолжает предприниматель, владелец швейного производства бренда S&M Илья Волков:
— Вопрос очень больной, очень острый. Не хватает, конечно. Швеи в основном у нас из Киргизии. Россия встречается редко. Проблема есть, она существует. В нашей стране, к сожалению, насколько я вижу, все кадры, которые касаются швейного производства, просто отсутствуют как класс, особенно в Москве. Но в местах с хорошими условиями труда обычно нет такой проблемы. Знакомые зовут знакомых по сарафанному радио. Это как-то нивелирует [проблему].
— Если не секрет, сколько у вас работает человек?
— Всего 18 человек работает на производстве.
— Сколько среди них мигрантов?
— 90%. У нас, насколько я знаю, все текстильные колледжи и образовательные учреждения не то что упразднены, они есть, но в каком-то минимальном количестве. Мы даже пытались брать на практику молодых девчонок, которые интересуются этой сферой, как-то их обучать. Минимально идут, минимально интересуются.
Проблему в отрасли может решить более качественное обучение сотрудников, считает вице-президент Ассоциации текстильщиков России Игорь Ким:
Игорь Ким вице-президент Ассоциации текстильщиков России «В первую очередь надо развивать кадры на уровне ПТУ. Обязательно. Без Минобразования не могут развиваться дальнейшие кадры швей-мотористок. Кадры, которые уже имели опыт, должны передавать опыт свой молодым кадрам. Но такого же нет у нас. Для развития швейного производства у нас должны быть автоматизированные площадки, которые по максимуму были бы оборудованы всеми новинками, которые есть. То есть надо больше автоматизации и роботизации производства».
Минпросвещения уже вкладывалось в развитие кадров. В конце 2021 года ведомство представило образовательную программу «Профессионалитет», которая нацелена на подготовку новых сотрудников для производств совместно с колледжами. Сейчас на сайте программы на всю Россию есть всего три предложения для обучения на швею: два в Ивановской области и одно в Алтайском крае. Для сравнения: программ по машиностроению — 19. Бизнес опасается, что если в вопросе образования ничего не решится, со временем шить одежду в стране будет просто некому.