Войти в почту

Минпромторг и бизнес обсудили маркировку пива

15 ноября в Москве в одно время прошли две конференции о маркировке пива: на одной обсуждали плюсы от ее введения, на другой инициативу критиковали. Разговоры ведут в преддверии окончания эксперимента по маркировке пива в феврале 2023 года. Ранее маркировку планировали ввести с декабря этого года. Введение маркировки поддерживает Минпромторг. Мнение ведомства — маркировка поможет бороться с нелегальной продукцией. При этом новую систему маркировки от ЦРПТ объединят с уже существующей системой учета алкоголя ЕГИАС, пока в тестовом режиме. Цель нововведения — начать вести поштучный учет каждой выпущенной бутылки пива. О плюсах маркировки на пресс-конференции рассказал замдиректора Центра экономической экспертизы НИУ ВШЭ Сергей Кондратьев:

Минпромторг и бизнес обсудили маркировку пива
© BFM.RU

Сергей Кондратьев замдиректора Центра экономической экспертизы НИУ ВШЭ «Действительно, мы последние годы наблюдаем достаточно серьезное увеличение объема нелегального оборота на рынке пива и пивных напитков. И сейчас эта доля превышает 16% — это максимум за последние пять лет, тогда как доля на рынке табачных изделий начала снижаться и собираемость акцизов и других налогов здесь повышается. У нас сейчас есть несколько важных источников поступлений нелегальной продукции на рынок, один из этих источников — это, к сожалению, страны ЕАС, второй источник — это то, что у нас, к сожалению, есть и недобросовестные производители в России, которые производят пиво без уплаты акцизов. Даже по консервативным оценкам министерства финансов, бюджет ежегодно теряет, соответственно, 10-20 млрд рублей поступлений только по акцизам. Наши оценки действительно выше, это порядка 25-27 млрд рублей. Поэкземплярный учет на рынке подакцизных товаров действительно очень важен, мог бы позволить нам и снизить долю нелегального оборота, что важно и с точки зрения безопасности и здоровья потребителей, и повысить собираемость акцизов, и опять-таки обеспечить в текущей достаточно непростой экономической ситуации возможности для легальных производителей для увеличения объема выпуска продукции».

Участники рынка восторга от этой идеи не испытывают. По мнению бизнеса, маркировка в итоге скажется на росте цен на пиво — то есть платить за нововведения придется рядовому покупателю. К тому же маркировка ударит по производственной мощности заводов, выпуск пива в стране может упасть на 30%. Продолжает генеральный директор АО МПБК «Очаково» Юрий Антонов:

— Мы последовательно выступаем против самой идеи маркировки, потому что она ничего положительного ни для кого из участников на этом рынке не привносит. Ни для производителей, потому что затраты на оборудование чрезвычайно высоки и при этом существенно снижается производительность линий розлива, доступных технологических решений, которые бы позволяли сохранить высокую производительность линий, сейчас нет. Более того, ситуация ухудшается с каждым месяцем, поскольку возникает дефицит как оборудования, так и запасных частей для этого оборудования. Помимо этого, также сама по себе идея маркировки не несет пользы и потребителю, потому что ему придется в конечном счете платить за эту акцизную марку, а это примерно 2 рубля с единицы получится. Но и не несет никакой пользы государству, потому что государство потеряет в виде поступлений налогов в бюджет из-за сокращений объемов производства и продаж пивоваренной продукции. И в дополнение скажу, что сама по себе идея маркировки нелепа, потому что вся необходимая информация о том, когда был продукт произведен, кем произведен, содержится на самом продукте на этикетке, а также содержится в государственной системе по контролю за оборотом алкоголя — системе ЕГАИС. То есть происходит даже двойное дублирование государственных функций.

— Минпромторг обещал всяческих поддержек и технических поддержек по поводу введения маркировки.

— Кроме заявлений, мы не видели ни одного регламентирующего документа, который бы обеспечил такую форму поддержки. Но, помимо затрат на оборудование, говорится о том, что могут поддержать, но никакого документа, опять же, нет. Возникают постоянные затраты на саму акцизную марку, что Минпромторг никак не собирается компенсировать ни потребителям, ни всем участникам этого рынка.

Эксперимент по маркировке пива продлится до 28 февраля 2023 года. Планируется, что обязательная маркировка начнется с 1 апреля — для пива в кегах, с 1 октября в стеклянной и ПЭТ-таре и с 15 января 2024 года — для пива в алюминиевых банках.