Заводы соседствуют с парками
Северо–запад столицы традиционно считается одним из самых зеленых округов Москвы, при этом по своему промышленному потенциалу он также не уступает соседям. «Вечерняя Москва» поговорила с писателем, лауреатом конкурса «Лучшие книги года», радиоведущим и москвоведом Александром Васькиным об истории СЗАО.
Стремительное развитие промышленности на северо-западе Москвы началось в XIX веке. После отмены крепостного права в 1861 году здесь начали появляться первые фабрики и мелкие производства. Работали все: мужчины начиная с подросткового возраста трудились на предприятиях, женщины вязали для продажи чулки и перчатки.
Как и большинство округов города, официально Северо-Западный образовался в 1991 году. Его площадь составляет 106,9 тысячи квадратных метров — это примерно 10,8 процента площади всего города. Проживают сегодня на северо-западе около 617,6 тысячи человек.
— Изначально в него входило всего два района — Тушинский и Ворошиловский, — рассказал Александр Васькин. — И надо сказать, что Тушинский район всегда был наполнен предприятиями достаточно серьезными, в том числе связанными с космической тематикой и машиностроением, — отметил эксперт.
В Тушине находился знаменитый Тушинский машиностроительный завод. Он был основан в 1930-е годы.
— Активно это промышленное предприятие работало во время войны, там делали фронтовые самолеты под руководством конструктора Александра Яковлева, — напоминает Васькин. — Там же создавались части космического корабля «Буран».
Во время СССР на заводе выпускали автобусы и троллейбусы. Это было легендарное московское предприятие. А во время перестройки, по словам эксперта, завод перепрофилировали окончательно под выпуск городского транспорта.
— Автобусы и троллейбусы для нужд Москвы привозили туда из подмосковного города Ликино-Дулево, затем их дорабатывали, — уточнил москвовед.
В этом же районе находился раньше и завод «Молния» — предприятие атомной промышленности СССР и России, основная деятельность которого заключалась в производстве элементов ядерных боеприпасов. Также работали в СЗАО завод «Орбита», НПО «Астрофизика», НПО «Мир». Была развита легкая промышленность благодаря Тушинской чулочной фабрике и тушинской текстильной фабрике «Победа»...
Из заводов прошлого века, сохранивших свои производства, остались машиностроительное предприятие ММП имени В. В. Чернышева — его специалисты производят двигатели для МиГов, МКБ «Вымпел» — здесь делают ракетные комплексы, и еще ряд других. Округ обладает и мощным научным потенциалом. Здесь работают крупные научные учреждения, такие как Курчатовский институт, ВНИИ автомобильного транспорта.
Один из самых известных — НИИ эпидемиологии и микробиологии им. Н. Ф. Гамалеи. Его история началась в 1801 году в кабинете врача-бактериолога Филиппа Марковича Блюменталя. Этот ученый стоит у истоков современной профилактической медицины, иммунологии и онкологии. К слову, это предприятие известно на весь мир, ведь именно его ученые разработали вакцину от коронавируса «Спутник V».
При этом, подчеркнул москвовед, в округе много парковых территорий. Таким образом, промпредприятия и зеленые зоны дополняют друг друга, создавая баланс между комфортной городской средой и рабочими местами, необходимыми для жителей столицы.