В Хабаровск из Мариуполя: как переселенцы собрали бригаду и работают на ТЭЦ

Путь до Хабаровска

В Хабаровск из Мариуполя: как переселенцы собрали бригаду и работают на ТЭЦ
© ТАСС

У каждого из тех, кому пришлось покинуть родной Мариуполь, своя история: у кого-то под обстрелами разрушило дом, у кого-то пострадали близкие, но каждому пришлось проделать долгий путь почти через весь континент, чтобы оказаться на Дальнем Востоке — в безопасности и с возможностью начать все заново.

Дмитрий Борисенко вместе с другими переселенцами еще в апреле прибыл в Хабаровск на спецпоезде из Таганрога. Дорога к Амуру заняла восемь дней, проехать пришлось почти девять тысяч километров. Вспоминает, что в пути в основном питались консервами, но люди и этому были рады, ведь после того, как в Мариуполе начались боевые действия, продукты в магазинах раскупили за три дня, а гуманитарную помощь удавалось получать нерегулярно и с большими перебоями.

Были дни, когда можно было получить только по сто граммов сахара и столько же крупы на одного человека, даже пойти за водой означало подвергнуться риску для жизни.

"Не ожидал, что такой вкусной может казаться дождевая вода из бочки для полива", — делится работающий под руководством Дмитрия Максим Волчков. Ему около месяца пришлось жить в бане рядом со своим домом, который взрывом разнесло в щепки. Печь в бане он топил оставшимися от дома досками.

С будущим бригадиром Максим познакомился в период, когда оба пешком выбирались из Мариуполя. В тот день лил дождь, и Максим вспоминает, что шел под ним в своем лучшем костюме, который прежде хранил для особых случаев, — других вещей у него почти не осталось.

Сам Дмитрий неохотно делится тем, что происходило во время боевых действий в Мариуполе. Говорит, когда начались обстрелы, он решил пробираться в другой конец города, где жили его родители, сестра и другие близкие. Связаться с ними было нельзя — ни сотовые, ни стационарные телефоны не работали, отключилось электричество.

Он шел к семье мимо разбитых домов, не зная, живы они или нет. Найти их тогда не удалось. Позже он узнал, что с родными все в порядке.

Дмитрий решил уезжать в Россию. Уже тогда он знал, что можно устроиться на Дальнем Востоке по программе переселения соотечественников, получить подъемные и жилищный сертификат для покупки квартиры.

К тому же он понимал, что работу на востоке России всегда найдет: до начала спецоперации на родине Дмитрий работал сварщиком на крупных металлургических и судостроительных заводах, опыта и знаний у него достаточно, а на дальневосточных предприятиях такие специалисты в цене. Так он сначала оказался в пункте временного размещения (ПВР) в Таганроге, а после — в Хабаровске, где пока вместе с другими переселенцами живет в оборудованной под ПВР гостинице.

Первое время Дмитрий, как и все, оформлял документы, с чем ему помогали краевые власти, искал работу, подрабатывал везде, где было можно. Позднее появилась возможность официально устроиться в компанию "Комсомольскэнергоремонт", которая готовит к зиме ТЭЦ-1, питающую большую часть Хабаровска.

"Трудовая здесь у каждого — чистый лист"

У многих прибывших на Дальний Восток с Украины и Донбасса не было ни паспортов, ни других документов. Трудовые книжки есть у единиц, и свои знания, опыт и квалификацию люди подтверждают на деле.

"Радует, что отношение к нам на предприятиях лояльное: умеешь что-то делать — делай, работай честно, учись, развивайся, расти, и все будет. А трудовая здесь у каждого — чистый лист", — говорит Дмитрий.

Когда нашлось подходящее место, он решил помочь и другим прибывшим с ним переселенцам. "Можно было двигаться самому, но я начал искать подходящих специалистов, кинул клич — кто что умеет. Было стопроцентное понимание, что место хорошее, что получим нужные корочки и сможем работать. Пообщался с людьми, понял, какими они навыками обладают, чему их можно обучить", — рассказывает он.

В итоге набралось десять человек, каждый из которых уже прошел необходимое обучение, получил сертификат и допуск к сварочным и другим работам. Сам Дмитрий устроился мастером строительно-монтажных работ, а остальные — сварщиками-монтажниками. Ребята в бригаде в основном молодые, некоторые учатся на ходу, но все справляются.

"Наша основная задача — готовить теплоэлектроцентраль к холодам, а после — поддерживать ее работоспособность во время прохождения зимнего периода. ТЭЦ старая, ей больше 50 лет. 15 котлов, оборудование, металлоконструкции — все приходит в негодность со временем, ржавеет. Где-то надо что-то вырезать, где-то латки ставить, менять что-то. Сложностей никаких нет, весь объем выполняем", — говорит Дмитрий.

Заработок выходит достойный, но каждый стремится к большему. Например, работающий в бригаде сварщиком Максим Волчков свою карьеру строил на железной дороге: успел поработать помощником машиниста, машинистом и даже руководителем смены.

"Живы-здоровы, руки-ноги есть. Здесь нас на стратегический объект на работу приняли, все хорошо. Посмотрим, что дальше будет, на этом не останавливаемся", — говорит Максим.

В Хабаровске для него оказалось слишком холодно. "У нас в это время еще в море купаются, а здесь уже даже гулять некомфортно. А я холодов боюсь, уже шарфиков разных себе понабрал, не знаю, как от морозов спасаться буду", — улыбается он.

Но большинству новое место нравится. "Город сам по себе очень красивый: Амур широкий, закаты прекрасные, набережная длинная, очень здорово по ней гулять. А еще поющие фонтаны, парки. Моей семье здесь хорошо", — говорит еще один сослуживец Дмитрия Николай Руденко. Он вместе с женой и тремя дочками выехал из Мариуполя в первый же день, когда начались обстрелы.

Знакомый вывез их в Ялту к родителям, а после они прошли досмотр в поселке Мангуш, откуда направились в Таганрог и спустя сутки — в Хабаровск. Последние три года Николай работал огнеупорщиком на печально известном металлургическом комбинате "Азовсталь" в Мариуполе. У него были мысли о том, чтобы устроиться на металлургический завод в Комсомольске-на-Амуре. Однако Николай очень рад, что нашел работу в Хабаровске, — можно содержать семью и строить планы на будущее в комфортном городе.

С надеждой на лучшее

Бригаду Дмитрия пообещали устроить работать на саму ТЭЦ — ребята все работящие, такие на предприятии нужны. "У нас команда сплоченная, дружная, каждый готов прийти друг другу на помощь, работать и развиваться. Зарплата зависит от навыков, а чтобы заново начинать жизнь, важен хороший заработок, то есть нужно что-то делать, трудиться", — уверен Дмитрий. Сейчас, по его словам, есть возможность набрать на предприятие еще 20−30 человек. Нужны монтажники, резчики, сварщики, арматурщики, специалисты по ремонту энергетического оборудования, маляры.

Шанс хорошо устроиться в новом городе есть у всех. Сейчас каждый из бригады оформляет документы, необходимые для участия в программе переселения соотечественников. "Сможем получить деньги, взять ипотеку, купить квартиру, где будет удобно всей семье, — говорит Руденко. — Планируем остаться в Хабаровске, возвращаться обратно бессмысленно: инфраструктура там разрушена, работы нет. Здесь, уверен, все сложится".

Артур Шостак и Денис Хаджинов из бригады тоже связывают свое будущее с Хабаровском. У Дениса события в Мариуполе отпечатались в памяти картинами горящих заправок вдоль дорог, зияющих проемами окон в разрушенных снарядами домах. Сейчас он надеется на скорейшее разрешение конфликта и спокойную жизнь. На родине Денис работал шахтером, а в Хабаровском крае успел даже побыть риелтором, пока не устроился на ТЭЦ.

"Уже купил машину. Город очень протяженный, чем и нравится. Думаю пробовать купить квартиру, хочу найти себе здесь жену", — делится он планами. Признается, что не ожидал встретить такое теплое отношение от жителей города, готовых помочь вещами, советом. Удивило и деятельное участие властей, организовавших жилье, питание, помощь с трудоустройством и оформлением документов.

Евгения Летта