Войти в почту

Аналитический отчет «Троллейбусный транспорт в России. Состояние и перспективы рынка»:  Троллейбусы рано списывать со счетов

10 октября на площадке Общественной палаты РФ представлен аналитический отчет «Троллейбусный транспорт в России. Состояние и перспективы рынка», подготовленный Strategy Partners, Первой компанией транспортной инфраструктуры (ПКТИ) совместно с Российским университетом транспорта и Международной ассоциацией предприятий городского электрического транспорта (МАП ГЭТ). Отчет содержит информацию о положении троллейбусного транспорта на территории РФ.

В отчете приведен тщательный анализ всех типов городского транспорта. Согласно этому анализу, каждый вид транспорта, в зависимости от конкретных условий использования, имеет сферу наибольшей социально-экономической эффективности, в которой суммарные издержки для общества, включая эксплуатационные затраты, потенциальный урон от ДТП и экологический ущерб при организации перевозок, будут минимальными, в том числе в вариантах с увеличенным автономным ходом на участках, где еще не построили контактную сеть.

В 2022 году троллейбусные системы работают в 83 городах России. В РФ зарегистрировано 81 троллейбусное предприятие. Россия остается «самой троллейбусной» страной мира — она лидирует и по числу городов, и по протяженности линий, и по количеству подвижных составов. По состоянию на 2022 год в эксплуатации находится около 9 000 км одиночного пути троллейбусных линий и 7 148 пассажирских троллейбусов. Троллейбусное движение присутствует в 40 из 50 крупнейших городов России, во многих из них являясь основным видом транспорта.

Андрей Шестопалов, управляющий партнер ПКТИ, комментируя подготовку отчета, выделил главные тренды в отношении троллейбусных систем, сложившихся на сегодняшний момент в городах России: «Один из основных трендов — вытеснение троллейбуса с городских улиц электробусами и газовыми автобусами. Текущая тенденция предпочтения электробусов и газовых автобусов троллейбусам базируется не на обоснованных экономическими расчетами и транспортным моделированием критериях, а на конъюнктурных соображениях, связанных с иррациональными решениями о полном отказе от троллейбусного сообщения в ряде городов РФ».

Эксперты оценили ущерб от закрытия трамвайного или троллейбусного движения в городе. Так, потеря городского имущества составит 10–40 млрд рублей, а стоимость транспортного обслуживания возрастет на 50–800 млн рублей в год.

Второй тренд — старение парка троллейбусов. Несмотря на то что программа обновления подвижного состава в составе национального проекта «Безопасные и качественные дороги» позволила повысить темпы обновления, доля парка за пределами нормативного 15-летнего срока службы все еще остается высокой и составляет 28%.

Александр Постников, партнер Strategy Partners, отметил, что основная задача транспортного планирования — снижение суммарных социально-экономических издержек при организации транспортного обслуживания, при этом общественный транспорт является наиболее эффективным инструментом достижения данной цели, полностью соответствующей национальным целям России. «Основание для подготовки данного материала — желание оказать содействие органам публичной власти РФ в формировании долгосрочной государственной и муниципальной политики в области развития пассажирского транспорта общего пользования за счет формирования каркасных систем городского электрического транспорта. Согласно справочной информации Минпромторга России, возможности производства троллейбусов в РФ до 2024 года могут составить чуть более 1 000 единиц в год. При этом на полное обновление парка троллейбусов потребуется 6–7 лет. В то же время для устойчивого функционирования производителей троллейбусов потребуются стабильные ежегодные заказы минимум на 500 единиц, что соответствует естественным темпам обновления подвижного состава за 15 лет. Необходимы вложения в НИОКР для разработки новых продуктов и моделей, создание надежной сети поставщиков комплектующих и другие мероприятия. Таким образом, обеспечение твердыми заказами от систем транспорта общего пользования по линии Минтранса России становится в долгосрочной перспективе вопросом промышленной политики Минпромторга и всего Правительства РФ во взаимодействии с органами региональной власти и местного самоуправления» — добавил Александр.