Войти в почту

В Калининграде исчерпали лимиты ЕС на перевозку подсанкционных товаров через Литву

Калининград исчерпал лимиты по транзиту санкционных товаров, которые ввела Еврокомиссия. Как заявил глава области Антон Алиханов, регион уже не укладывается в лимиты по железнодорожным перевозкам по ряду товаров, в частности, железа, стали, нефти и нефтепродуктов, удобрений и стройматериалов.

В Калининграде исчерпали лимиты ЕС на перевозку подсанкционных товаров через Литву
© BFM.RU

Речь о том, что Еврокомиссия, рекомендовав восстановить транзит через Литву, установила правило: объем перевозок санкционных товаров должен быть не больше и не меньше среднего показателя за последние три года. И, как отметил Алиханов, в ЕС не учли, что автоперевозки запрещены, и часть их объемов перешла на железные дороги. А это около полумиллиона тонн грузов, говорит губернатор.

Есть и другие проблемы, отмечает бизнес. Больше половины металлопродукции Балтийской металлургической компании ехало не напрямую из России, а из Белоруссии, говорит генеральный директор БМК Артур Поляшенко:

— Литовцы, идя по совету ЕС навстречу в открытии железнодорожного сообщения из России в Россию, делают акцент именно на том, что товары, перемещаемые из России в Россию в среднем по последним трем годам именно этот объем товаров, в частности, металлопродукции, и будет перемещен. То есть теперь, чтобы заместить объемы белорусских товаров для внутреннего строительного рынка, будем говорить, что мы вынуждены везти его через Россию. То есть их не было, теперь они есть. Те объемы, которые ввозились из России в Россию, это наверное, 20-30% от общего объема металлопроката, потребляемого Калининградской областью. Поэтому свой лимит мы действительно исчерпали.

— И что теперь?

— Ничего. Для нас пока, если наше правительство, может быть, на уровне российского правительства с ЕС, с Литвой не найдут компромиссное решение, имеется в виду все поступающие товары и, в частности, металлопрокат, в стопроцентном формате, не вопрос с Россией, с Белоруссией. Мы же говорим, что потребляем, мы должны завезти в область этот объем, а не отслеживать, какой объем перевозился из России в Россию. Мы могли и в Польше покупать, и в Прибалтике покупать, у нас есть валютные контракты с другими поставщиками, бывшими зарубежными поставщиками. Пока решаются все эти вопросы, мы пользуемся морским путем, сухогрузами, как и все, наверное, основные потребители строительных материалов, трейдеры.

— Подороже получается?

— Безусловно, дороже, да.

Посол по особым поручениям МИД Алексей Исаков заявил, что в вопросе транзита сторонам удалось избежать самого плохого развития ситуации, но ситуация далека от нормальной. По его словам, это лишь промежуточные договоренности. А пока из-за работы механизма лимитов часть бизнеса потеряла возможность возить по железной дороге до конца года, говорит представитель логистической компании «Рейл Транзит» Алексей Полищук:

— Были лимиты, получается, кто первый подает заявку, она согласовывается. Как только лимиты исчерпаны, все, литовская дорога перестает согласовывать заявки. Кто успел, того и тапки.

— Это на год? То есть на 2022 год, не на месяц?

— Я не уверен, но по моей информации был лимит на год. Сейчас большинство грузов возится кораблями, это удорожает перевозку почти в два раза. Но что делать? Допустим цемент можно было возить в белорусских цементовозах белорусского парка, без проблем привозилось в Калининград, тут уже фасовалось. Теперь же завод должен сам фасовать цемент в биг бэги [мягкие контейнеры] по тонне, биг бэги отправлять не напрямую в Калининград, а в Санкт-Петербург. В Санкт-Петербурге грузовые работают, перекладываются биг бэги на корабль, потом привозятся в Калининград, в Калининграде они снова выгружаются, и потом машинами доставляются на место. Сколько неудобных вещей. Раньше: вагоны подъехали раньше к заводу, завод их загрузил, вагоны приехали в Калининград, они ссыпались, все. А теперь такая длинная схема. Мы специализировались на перевозках грузов в Калининград из Белоруссии и потеряли эту часть перевозок. Либо они начали через другую логистику возить кораблями, либо пока думают, как ввозить грузы. Многие вагоновладельцы не дают вагоны, потому что переживают, что будут риски, какое-то обострение, и вагоны там остановят, и они будут стоять месяц, два. И кто оплатит это все?

Формально транзит в Калининград был восстановлен 22 июля. Но трейдеры и перевозчики жаловались, что из-за ограничений на объем перевозок начались тщательные проверки на границе. Это сильно задерживало отправление, а компании несли издержки.

В конце месяца литовский Шяуляй банк, обслуживающий все платежи по калининградскому транзиту, заявил, что намерен с 1 сентября прекратить банковские операции с Россией. Губернатор Калининградской области Алиханов предложил открыть счет в казначействе Литвы для оплаты транзита в регион напрямую, минуя коммерческие банки.