Войти в почту

Новосибирские заводы дадут малому бизнесу оборудование и людей

На новосибирском авиационном заводе делают опоры для четвертого моста и элементы для инфраструктурных проектов. На базе СибНИА им.Чаплыгина открылся Центр коллективного пользования (ЦКП) для малых предпринимателей, у которых нет собственной техники, но есть желание участвовать в государственных тендерах. В мосты и дороги сейчас вкладываются большие государственные деньги, а в условиях некоторых тендеров отдельно прописывается условие для участников – быть предприятием малого или среднего бизнеса.

Новосибирские заводы дадут малому бизнесу оборудование и людей
© Bfm.ru Новосибирск

«Раньше мы занимали другие ниши, и общестроительные, и делали детали для таких компаний, как «Транснефть» и «Газпром». В последнее время очень много тендеров стало разыгрываться именно по инфраструктурам проектам, поэтому мы сделали свое ТУ на некоторые вещи, защитили его, провели испытания и запустили производство на СибНИА. Разработка ТУ с испытаниями занимает от 2 до 3 месяцев, – это не долго, главное защитить ТУ и найти персонал инженерно-технический.

Сейчас мы в основном занимаем нишу по инфраструктурам проектам, не общестроительным, а именно инфраструктурным. Сейчас строится много мостовых переходов, поэтому мы двигаемся в этом направлении», – рассказал генеральный директор ООО «ИнжТех» Виктор Пташинский, один из двенадцати резидентов ЦКП на авиационном НИИ. Компания делает в ЦКП пилон для третьего моста который строит в Новосибирске ГК «ВИС» и участвует в тендере по строительству мостового перехода в Нижегородской области.

Новосибирская область стала первым регионом России, которая запустила проект «Развитие» по увеличению доли продукции гражданского назначения, выпускаемой организациями оборонно-промышленного комплекса. Официальное открытие и презентация проекта пройдет 5 августа, но технологию обкатывают в течение последних полутора лет – именно тогда на СибНИА начали заходить первые резиденты.

Первый и единственный

Завод на сегодняшний день единственный в Новосибирске, кто подключился к проекту и согласился пускать к себе арендаторов. Другие новосибирские производственные площадки соглашаются принимать заказы на контрактное производство или дорабатывать (и разрабатывать) конструкторскую документацию заказчика или продвижение текущих гражданских проектов для предприятий ОПК, – такие варианты проект «Развитие» тоже предполагает.

«То, что конкретные шаги предпринял СибНИА - это по сути яркий пример, о котором просто надо рассказывать. Кто-то из руководителей новосибирских заводов понимает, что недозагрузка производства – это временная мера, сегодня нет заказов, а завтра они появились, – и остерегается именно этого. Кто-то просто боится к себе на предприятие пускать посторонние организации, хотя многие крупные предприятия в кооперации работают между собой, выполняют какие-то заказы друг для друга. А здесь такой радикальный поворот – и ворота должны быть открыты именно для малого бизнеса именно для оперативных заказов. Хочется, чтобы это было правильно воспринято: зачем оптимизироваться и консервироваться, распускать людей на каникулы или в простой, когда можно просто подгрузить производства и свои технологические цепочки, предоставив производственные помещения, станки и оборудование в аренду или выполняя заказы для малого бизнеса», – пояснил министр промышленности, торговли и развития предпринимательства региона Андрей Гончаров.

Как это работает

По задумке создателей проекта, новосибирского отделения «Опоры России» и регионального минпромпторга, предприятия малого и среднего бизнеса получают доступ к производственным площадкам крупных заводов, простаивающим из-за отсутствия заказов. Заводы таким образом смогут не только закрыть расходы на амортизацию оборудования, но и заработать на резидентах своих производственных площадок. В свою очередь, резиденты из числа предприятий малого и среднего бизнеса могут выпускать то, что нужно рынку – элементы мостов и дорог, а также импортозаместительную продукцию – например, лезвия для хоккейных коньков, которые тоже производят в цехах СибНИА.

Малый бизнес оплачивает только аренду оборудования и работу персонала, который обслуживает станки. На самих станках работают специалисты, которых предприниматель нанимает самостоятельно, завод проверяет их квалификацию и дает допуск к работе на своем оборудовании. В случае необходимости их могут привлечь на основное производство завода – если у предпринимателя не будет заказов и сотрудник не будет занят на проекте.

«Это не совсем аренда, на заводе остаются люди которые обслуживают весь этот станочный парк. Предпринимателю нужно станки на 2 недели, на месяц, на два месяца – это короткое время, на которое мы не можем сдать оборудование в аренду. Поэтому мы предоставляем специалиста, который сопровождает эксплуатацию этого станка, предприниматель находит своего токаря или станочника, мы проверяем его квалификацию, если все соответствует, мы допускаем работу этого специалиста на нашем станке. Для нас плюс в том, что это взаимовыгодное сотрудничество, если у предпринимателя нет заказов, мы можем его специалиста забрать себе и решать свои задачи», – рассказал директор СибНИА Владимир Барсук.

Собственная загрузка СибНИА на момент открытия ЦКП составляла 30-50 %. Привлечение арендаторов позволило дозагрузить существующие мощности еще на 30-40%.

Сколько зарабатывает завод

Если оборудование предприятия простаивает, то его амортизация ложится на накладные расходы, поэтому Барсук посчитал выгодным сдавать оборудование бизнесу по цене амортизации, тепловой и электроэнергии.

«Деньги амортизационные для производства не очень существенные, но если мы на оборудовании зарабатываем даже через ЦКП – это уже хорошо. Сегодня эти расходы сидят в затратах продукции, а при работе через ЦКП у меня не просто снижаются затраты, но и появляется доход. И это я не касаюсь кадровых вопросов – мы многих специалистов, которые работают на малое предприятие, привлекаем для решения своих задач. Когда у меня для станочника нет загрузки, но она появится через три месяца, я или вынужден его содержать и платить ему какую-то заплату, или этот токарь будет спокойно работать на субъект малого предпринимательства, а я его привлеку для решения своих задач, когда они у меня появятся», – говорит директор СибНИА.

Мог бы, но пока не хочет

Вариант с доступом малых предприятий на заводскую площадку имеет смысл для государственных предприятий, считают участники рынка, – у коммерческих и так все в порядке и с загрузкой, и с производством. Андрей Гончаров уверен, что это вопрос времени, и заводы подтянутся, глядя на успешный опыт ЦКП на базе авиационного завода. Правительство разработало портал, на котором предприятия могут размещать информацию по недозагрузке своих мощностей или предложению в аренду своих производственных площадей или оборудования.

«Информации о недозагрузке промышленных предприятий у нас нет, это цифра плавающая, информация нестабильная. Сегодня есть заказ и по нему активно работают, завтра исполнили условия по контракту, какая-то производственная линия остановилась, завод ждет следующего заказа», – говорит глава минпромторга.

Промышленники могут участвовать в проекте по разным схемам: пускать на свое оборудование арендаторов из числа СМП, принимать заказы на контрактное производство, или помогать предприятиям с документацией для их проектов. СибНИА сдает оборудование в аренду, заводы «НЗИВ» и «НИИЭП» подготовили промышленные площадки и принимают заказы с других регионов, к ним обращаются предприниматели после прохождения НИОКР.

Еще одно неожиданное направление в реализации проекта – участие системы исполнения наказаний ГУФСИН. Исправительные колонии Новосибирской области могут предоставить площади и людей для производства товаров народного потребления и продуктов питания. На некоторых производственных предприятиях также созданы исправительные центры. По понятным причинам предприятия не афишируют, что работают с ГУФСИН, однако в Минпромторге заявляют о заинтересованности в такой работе как со стороны промышленников, так и со стороны руководства ГУФСИН. Одни получают рабочую силу, а вторые – возможность дать оплачиваемую работу заключенным, которые смогут отчислять заработанное по своим долгам в отношении государства или пострадавших от них людей.