«Скорпион» – первый из серии тримаранов
На базе стивидорной компании «Порт Ливадия» в марте нынешнего года стартовала программа по судостроению малого флота. На производственных мощностях будут строить яхты и изготавливать яхтенное оборудование.
«Сегодня на нашей площадке полным ходом ведется строительство тримарана «Скорпион». Изготовлены два поплавка и готов в металле основной корпус. Работы выполняет квалифицированная бригада Федора Терещука, грамотного электросварщика и сборщика, приобревшего большой опыт в судостроении на Гайдамакском судоремонтном заводе. Помогают ему в этом деле не менее профессиональные электросварщики и сборщики Геннадий Князев, Владимир Холоденко и аргонщик Константин Шмаков. Бригада работает весь световой день, чтобы весной будущего года тримаран уже спустить на воду. В целом строительные работы выполнены процентов на восемьдесят, осталось доварить киль, что позволит увеличить остойчивость судна в несколько раз, сделать внутреннюю отделку и электрическую разводку. Вся начинка есть: навигация южнокорейская, двигатель японский, остальное – отечественное, включая парус, который изготовит Арсеньевский авиазавод», – рассказала начальник судостроительного участка ООО «Порт Ливадия» Елена Гнездилова.
Проект «Скорпиона» по заказу «Порта Ливадии» разработал владивостокский конструктор Семен Климовский. Это комфортабельное яхтенное быстроходное прогулочное судно складного типа с парусом. Оно предназначено для семейного отдыха и путешествий в прибрежных районах, а также в Японском море, включая походы к острову Сахалин. Правда, последний маршрут можно будет выполнять при подходящей погоде.
В круизном варианте судно рассчитано на пять человек, в походном – на восемь, имеются четыре спальных места, камбуз, туалет и душ. Его длина – 9 метров, ширина – 8, скорость – 8 узлов в час, водоизмещение – 7,5 м, предусмотрен двигатель марки «Ямаха» мощностью 115 л. с. Тримаран спроектирован и планируется к производству в двух базовых модификациях: с полностью автоматическим парусным вооружением на основе жесткого паруса и классическим парусом. Заказчик на него уже есть.
В управлении «Скорпион» не требует специальных морских навыков и образования. С помощью одного джойстика осуществляется поворот и разворот плавсредства, подъем и складывание жесткого паруса, на пульт управления выведены все команды швартовых операций. Имеется свободное место для установки опреснителей воды, если того пожелает заказчик. Благодаря своей мобильности тримаран в сложенном состоянии можно перевозить с помощью автомашины на любые расстояния. В этом одно из его основных преимуществ.
«Есть какие-то специфические особенности при строительстве «Скорпиона»?» – интересуюсь у бригадира Федора Терещука.
«На протяжении более двух десятков лет, занимаясь судоремонтом и судостроением, приходилось иметь дело исключительно с железом, а тримаран делаем из алюминия. Это непредсказуемый металл во время выполнения электросварочных работ: стыки и швы может сильно стягивать и, наоборот, растягивать. Если железный шов варишь, начиная с центра, то здесь эту операцию приходится делать в шахматном порядке. Коэффициент сложности работы с алюминием в три раза выше железа. Требуются излишняя скрупулезность и внимательность. Для электросварки применяем только китайскую или южнокорейскую проволоку. С другой стороны, работать с алюминием намного интереснее, чем с железом», – пояснил бригадир.
Идея заняться парусным судостроением у находкинского бизнесмена Василия Васильева возникла давно, только приступить к ней все никак не получалось. Два года назад на бывшем заводе КПД-80 в Находке он нашел достаточно вместительный механический цех, оснащенный некоторыми станками. Пригласил на работу четверых электросварщиков и сборщиков судов, получивших опыт работы в этом направлении на Гайдамакском судоремзаводе, владельцем которого в свое время был сам. Поначалу возникли некоторые проблемы с конструкторской документацией, но вскоре нашли опытного конструктора, который понял идею Васильева, и дело пошло.
По технологии производства, изготовленное в Находке плавсредство тремя частями перевезут в микрорайон Ливадия. Здесь, рядом с Гайдамакским судоремзаводом, построен новый судостроительный цех со слипом, где будет выполнена досборка тримарана, его начинка необходимым оборудованием, внутренняя отделка, а затем спуск на воду. По этой схеме будет выстроена дальнейшая работа верфи, включая строительство катамаранов, тримаранов и других плавсредств длиной до 30 м.
«Скорпион» – наша первая ласточка и, уверен, не последняя. Параллельно заложили и строим круизный, непростой в изготовлении, тримаран экстра-класса «Владивосток-17». Его длина – 28 м, ширина – 15, вместимость – около 20 человек. Пока еще не решили, установим на нем классичесий парус или автоматический на основе жесткого паруса. Основное предназначение тримарана – пассажирское обслуживание острова Путятин, где мы развернули строительство нескольких туристических баз. Отдыхающих будем доставлять на живописный остров из поселка Дунай и Владивостока. На судне уже примерно наполовину изготовлены поплавки, выполнен ряд других работ. Кроме обслуживания острова Путятин, на нем можно совершать океаническое плавание. Кстати, я сам горю желанием попутешествовать на нем по просторам Тихого океана, объехать многие страны, включая Австралию и Новую Зеландию. Но потребуется не менее года, чтобы достроить парусное судно. Параллельно конструкторы разрабатывают проекты новых и необычных плавсредств», – рассказал генеральный директор ООО «Порт Ливадия» и инициатор проектов Василий Васильев.
Почему корабелы выбрали для строительства именно тримараны? По словам Василия Васильева, это перспективные плавсредства, более скоростные и комфортные, на них меньше чувствуется качка. По условию заказчика здесь можно делать шикарные каюты. В дальнейшем изучается возможность строительства на находкинской верфи джек-ботов – лодок с водометами, а также небольших, передвижных по суше и плавучих двухэтажных домов с залом, кухней и двумя спальными комнатами, где люди могут полноценно жить, как на море, так и на реке.
В ближайших планах Василия Васильева построить тримаран-ресторан «Ливадия». Это своеобразная самоходная платформа для комфортного и безопасного размещения 40 пассажиров, включая обслуживающий персонал и гостей. Базовая модификация позволяет построить плавучий ресторан, включая VIP-каюты, верхнюю палубу с зонами отдыха, комфортабельные каюты, фотозоны, разместить необходимое оборудование. Романтично, не правда ли?
По проекту все плавсредства будут изготавливаться из дорогого и качественного материала алюминия. В наших климатических условиях, если подобные суда делать, к примеру, из пластика, они потребуют определенных условий хранения в зимний период. Иначе на морозе пластик начинает трескаться, а конструкция постепенно разрушаться. Плавсредства из алюминия неприхотливы и могут прослужить до 30 лет.
Уже нынешней осенью кораблестроительный цех будет загружен на полную мощность. Параллельно изучается рынок сбыта судов. Есть намерения продавать тримараны как на внутреннем рынке, так и за границей, по крайней мере, плавучие дома, которые должны быть особенно востребованы в юго-восточных странах. Наравне с этим кораблестроитель обдумывает упрощенную конструкцию тримаранов, чтобы заказчикам за границей можно было отправить плавсредство частями, в контейнерах, а на месте выполнить их сборку, скажем, в течение недели.