Войти в почту

Трамваи с элементом автопилотирования начнут ездить по улицам Петербурга через неделю

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ,13 июля. /ТАСС/. Инновационные трамваи с системой активной безопасности и контролем бодрствования водителя выйдут на линии в Санкт-Петербурге примерно через неделю, это станет первым шагом к внедрению беспилотной системы управления в ближайшие 10 лет. Инфраструктуру для этого почти не придется менять, всего в ближайшие два года в городе появится около 200 таких трамваев, сообщил ТАСС в среду директор СПб ГУП "Горэлектротранс" Денис Минкин.

"Инфраструктура здесь почти не нужна, нужна скорее психологическая готовность, ко всем инновациям общество привыкает постепенно. Эта готовность, прежде всего, нужна для водителей, поскольку он едет и не знает, сработает ли эта система активной безопасности или нет, насколько ей можно доверять. Трамваи уже готовы к внедрению этой инновации. Мы здесь лидеры не только в стране, но и в мире. Таких трамваев в ближайшее время будет почти 200, поставки уже идут, и все они оснащены этими системами. На следующей неделе этот трамвай уже будет работать на линии с элементом автопилотирования. Это еще не совсем автопилот, а скорее система активной безопасности, но уже первый шаг к ее внедрению", - сказал он.

На данный момент комплекс активной помощи водителю включает в себя систему активной безопасности и систему контроля бодрствования водителя, связанные между собой. В систему активной безопасности входят видеокамеры и радар-детектор с высокой чувствительностью, точностью восприятия и передачи информации. Также система обладает самостоятельным правом осуществлять торможение, если распознает препятствие. Например, в темное время суток автоматика сработает быстрее скорости человеческой реакции. При отсутствии надлежащих действий со стороны водителя система снижает скорость трамвая вплоть до полной остановки.

Система контроля бодрствования водителя включает в себя видеокамеру, программное обеспечение и кнопку бдительности. Система следит за состоянием водителя и, если видит отклонения, подает ему соответствующий сигнал. Если он подтвердил режим бодрствования, то система снимает сигнал. Если же в заданное время никакой реакции от водителя не поступило, то система контроля включает режим служебного торможения.

По словам Минкина, система построена на основе искусственного интеллекта, поэтому до полного внедрения должна пройти соответствующую обкатку. По его мнению, в ближайшие 10 лет в России и, в частности, в Петербурге может быть внедрена система автопилотирования.

"Для начала ее нужно научить работать, загрузить приложения, обеспечить интерфейс. Трамвай сейчас, проезжая по местности, запоминает маршрут с учетом остановок, светофоров и пешеходных переходов. Благодаря этому в дальнейшем сможет минимизировать число ошибок водителя. В пределах пяти лет будет техническая готовность к автопилотированию для трамваев, фактическая для вагонов метро есть уже сейчас, поскольку нет трафика и препятствий на рельсах. Еще около пяти лет может уйти на юридические вопросы. В пределах 10 лет поедут андроиды. Сначала их внедрят в метро, потом в ж/д транспорте и затем в трамваях", - отметил Минкин.

Автопилотирование в троллейбусах

Обновление автопарка коснется и троллейбусов. По словам Дениса Минкина, на машинах производства ОАО "УКХ "Белкоммунмаш" с аккумуляторными батареями ООО "РЭНЕРА" ("Росатом") тоже установлена система контроля бодрствования водителя, которая следит за его состоянием и в случае необходимости отключает тяговый привод (снижает "тягу").Однако говорить о внедрении автопилотирования на троллейбусах пока рано.

"Троллейбусы имеют больше степеней свободы, и у него существенно выше трафик, впереди едут машины. Если поставить в него систему активной безопасности, он будет тормозить постоянно перед выскакивающими машинами. Позже системы автопилотирования коснутся всего общественного транспорта, включая и троллейбусы, но о сроках пока говорить рано", - уточнил Минкин.

С июля этого года все трамваи, поставляемые в Петербург компанией "ПК Транспортные системы", будут серийно комплектоваться системой активной безопасности и помощи водителю Cognitive Tram Pilot на основе искусственного интеллекта, как рассказал ТАСС руководитель департамента управления проектами Cognitive Pilot Юрий Минкин, на разработку системы ушло около трех лет.

"В дальнейшем систему можно апгрейдить до беспилотника. Она разработана таким образом, чтобы в городе не нужно было создавать "умную" инфраструктуру. Но чтобы внедрить автопилотирование, необходимо осуществить большой цикл тестирований системы на симуляторах и в полигонных условиях, затем на дорогах под контролем опытных водителей и только потом можно будет выпускать на улицы города. Это может занять около пяти лет", - отметил Минкин.

Первыми качество современных трамваев оценили водители парков. Водитель-наставник трамвайного парка №7 Галина Панкова управляет трамваями уже более 30 лет, по признанию женщины, прежде она и представить не могла, что общественный транспорт дойдет до такого прогресса в управлении.

"Честно признаюсь, я думала, что до такого не доживу. Это намного удобнее, чем было. Весь пульт под рукой, не нужно никуда тянуться, как на старых вагонах, и сидеть комфортно, здесь шикарные кресла, все можно отрегулировать, поэтому спина практически не болит и не так устает. Инновационную систему необходимо опробовать на маршрутах в городе. Когда будет все отработано, водителю это станет существенной помощью. Он распознает препятствие метров за 30 и за 5 м до препятствия может сделать полную остановку", - сказала она. По словам Панковой, освоить управление таким инновационным трамваем можно за восемь часов теории, далее достаточно одного проката на полигоне и одной смены в городе на линии с наставником.

Обновление парка и подвижного состава в Петербурге

С этого года СПб ГУП "Горэлектротранс" реализует в Петербурге программу развития "Сохраняя историю, движемся в будущее", одобренную губернатором города, на данный момент запланировано, что к концу 2028 года Петербург получит 596 трамваев и 587 троллейбусов, из них - 207 троллейбусов будут с увеличенным автономным ходом.

Как отметил Александр Беглов, параллельно с обновлением подвижного состава модернизируется и соответствующая инфраструктура. Первый этап с 2021 по 2024 годы предусматривает обновление: 80% контактно-кабельной сети, 64 км трамвайных путей, 73% оборудования тяговых подстанций. К концу 2028 года должно завершиться полное обновление инфраструктуры ГЭТ, в том числе модернизация пяти трамвайных, четырех троллейбусных и одного совмещенного трамвайно-троллейбусного парка. Отвечая на вопрос ТАСС, губернатор Петербурга добавил, что к концу 2028 года город должен полностью модернизировать инфраструктуру электротранспорта.

"Объем финансирования всей программы развития Горэлектротранса - 123 млрд рублей. Это средства городского бюджета, инфраструктурный бюджетный кредит и собственные средства ГЭТ. В рамках программы в ближайшие два года Петербург получит 286 троллейбусов и 192 трамваев, их поставка будет вестись партиями во исполнение шести государственных контрактов в период 2022-2023 годов", - сказал глава города.