Войти в почту

Цены на стройматериалы: ждать ли очередного повышения?

Алексей Бравин - Генеральный директор G5 Architects. Учитывая международную нестабильность как в Европе, так и в Азии, все зарубежные поставки остаются в зоне риска. Несмотря на то, что строительная отрасль довольно устойчива и обладает определенными запасами, импортные компоненты строительных материалов в среднем составляют от 5–10% в сырье, до 15% и более — в готовой продукции. Поэтому, скорее всего, до конца года цены на стройматериалы продолжат расти, но постепенно, без резких скачков. Алексей Куденко / РИА Новости При этом стоимость стали и сталепроката, напротив, с начала года снизились на 40%, по данным «Русмет». Падение спроса на экспортном направлении вынуждает металлургов ориентироваться на внутренний рынок сбыта, адаптировать цены к финансовым возможностям российских строителей. Аналогичным образом ситуация может развернуться в сегменте деревообработки, цены на дерево и фанеру продолжают снижаться. Также дешевеет газобетон. В общем, изменение цен носит разнонаправленный характер, и здесь очень важна гибкость отдела закупок. Эффективные компании смогут адаптировать свои планы под актуальное предложение рынка и довести строительный процесс до конца, почти оставаясь в рамках бюджета. Российский бизнес традиционно отличается удивительной гибкостью, строители и девелоперы находят выход даже в сегодняшней непростой ситуации, выстраивают новые маршруты поставок, находят возможные аналоги стройматериалов. Сложнее обстоит ситуация с оборудованием, и это касается не только лифтов и сложного инженерного оборудования, но в первую очередь, производственного оборудования. Если анализировать рынок с этой точки зрения, то полностью производятся на иностранном оборудовании такие стройматериалы, как кирпич, плитка и керамогранит, сантехническая керамика, саморезы, герметики, газобетон и другие. Оборудование для производства строительной химии — импортное на 90%, сухих смесей — на 80%, минеральной изоляции — на 70%. При этом быстро нарастить компетенции в области машиностроения невозможно, потребуется как минимум 5 лет для создания собственных полноценных станкостроительных производств. На этот период придется обходиться возможностями легализованного параллельного импорта. К имеющемуся оборудованию необходимо относиться как можно бережней, с поставками запчастей также существуют проблемы, и учиться самостоятельно производить запчасти. Многие рассчитывают на помощь Китая, который пока демонстрирует достаточно сдержанную позицию. Крупные китайские компании не готовы попасть под международные санкции, а продукция компаний поменьше, расположенных к взаимодействию, уступает по качеству западным аналогам.

Цены на стройматериалы: ждать ли очередного повышения?
© Инвест-Форсайт