Производитель Baileys и Captain Morgan решил оставить россиян без крепких напитков
Британская компания Diageo — производитель виски Johnnie Walker, пива Guinness, водки Smirnoff и ликера Baileys — окончательно уходит из России. Поставки алкоголя в нашу страну компания приостановила еще в марте, но теперь в Diageo объявили о планах в течение шести месяцев окончательно свернуть здесь бизнес, в том числе сократить персонал.
Что касается увольнения сотрудников, в масштабах всего, что сейчас происходит с уходом западных компаний из России, ситуация с Diageo критичной не выглядит. Численность персонала в России — около 300 человек. Им предоставят расширенный пакет компенсационных выплат. Что касается рынка, с одной стороны, рассказывать о том, что такое Johnnie Walker, Captain Morgan и Baileys никому вроде бы не нужно. Но с другой стороны, по данным Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя, рынок российского крепкого алкоголя на 75% состоит из отечественной водки. То есть уход вышеперечисленных брендов заметят представители среднего класса, которые могли себе это позволить, но рынок это не пошатнет.
Что же пока останется у того самого среднего класса? Об этом Business FM спросила редактора телеграм-канала «Пьяный мастер» Дениса Пузырева:
Денис Пузырев редактор телеграм-канала «Пьяный мастер» «Из огромных компаний у нас остается, например, Bacardi. Bacardi, который производит не только известный ром, но и Martini, — всем известный бренд. И виски Dewar's у них есть. Довольно крупный у них портфель. Эта компания ничего не заявляла, по крайней мере, на глаза не попадалось. Я думаю, что ничего и не заявляла на самом деле, потому что эта компания, с одной стороны, американская, с другой стороны, она исторически очень гибкая. Когда им удобно быть американцами, они американцы. Когда им неудобно быть американцами, они говорят: мы — кубинская компания кубинской семьи Bacardi с регистрацией в других юрисдикциях. Они всегда вели в этом плане очень гибкую политику. Остается еще компания Gruppo Campari — довольно большая итальянская компания».
То есть апероль на верандах этим летом не кончится. Возникает еще один вопрос: не привезет ли кто-то другой в Россию виски, ром и джин от Diageo и других производителей, ушедших из нашей страны. С параллельным импортом ничего не выйдет. Минпромторг не включил алкоголь в соответствующий список. Против выступил Минсельхоз. Чиновники опасаются, что при параллельном импорте оригинальный Black Label, купленный у условного турецкого партнера, будет невозможно отличить от метилового Black Label, разлитого по бутылкам в условном омском гараже. Однако есть одно «но», указывает сооснователь группы «Бакунин», в которую входят несколько баров и ресторанов в Санкт-Петербурге, Александр Романенко:
Александр Романенко сооснователь группы «Бакунин» «Мне почему-то кажется, что без проблем все начнут завозить из соседних стран, не испытывая никаких трудностей совершенно. До того момента, пока компания Diageo не встала на ноги на российском рынке, в первые ее годы существования очень много по параллельному импорту завозилось из Чехии, Белоруссии, Восточной Европы. Тот же Guinness был из разных стран в России, все это существовало, наверное, до 2015 года».
С другой стороны, пока Diageo вставала на ноги, руками мы научились наклеивать на бутылки много бумажек со штрих-кодами и прочими государственными автоматизированными информационными системами. Как запрещенный к параллельному импорту алкоголь будет решать эту проблему, не очень понятно. Ясны пока две вещи. К осени запасы напитков от брендов, ушедших из России, у нас закончатся. И второе, что еще более печально: если в марте западные компании говорили о приостановке деятельности в нашей стране, то последние недели показали, что оптимистов резко поубавилось. Каждый день нас встречает новыми заголовками об очередном уже окончательном уходе того или иного бренда из России.