Войти в почту

Переживет ли экономика Калининграда санкции Евросоюза: мнения экспертов

С чем после запрета транзита столкнулся Калининград Сейчас сложно просчитать насколько серьезно транзитные ограничения скажутся на экономическом состоянии Калининградской области, считает президент НИУ ВШЭ в Петербурге Александр Ходачек. «Мне кажется, все будет ясно месяца через четыре, не раньше. В регионе есть запасы, продолжается снабжение товарами. Скорее всего к концу года ограничения скажутся на конечной стоимости квадратного метра жилья, потому что основная проблема сейчас со строительными материалами: металлом, арматурой», – отмечает экономист в разговоре с «ФедералПресс». По его словам, возможны сбои в поставках бензина, мазута, комплектующих, связанных с поддержанием нормальной работы городского хозяйства и естественных монополий. Генеральный директор «Инвестиционного Металлургического Союза» в Калининградской области Олег Чернов рассказывает, что из-за санкций у многих компаний возникли серьезные сложности в расчетах с иностранными поставщиками и проблемы с получением сырья из перевалочных портов Европы. Запрет транзита разрушил устоявшиеся логистические цепочки. «С учетом худшего варианта развития событий, который мы, безусловно, просчитывали, к срокам доставки прибавится два-три месяца. Прайсы при этом скорректируются на 10–20 %. Вариантов транспортировки товаров достаточно много – это и сухогрузы, и контейнеры, и вагоны, и автомобили. Но сроки, к сожалению, увеличиваются в два-три раза», – считает Олег Чернов. Спикер подчеркивает, что проблема логистики всегда была ахиллесовой пятой региона. Как будет перестраиваться логистика Несмотря на проблемы с транзитом грузов через Литву, председатель комитета по бюджету, налогам и финансам калининградской областной думы Александр Никулин настроен оптимистично. «Я считаю, что до сегодняшнего дня мы успешно преодолевали все сложности, которые нам создавали соседи. Так будет и дальше. Кроме сухопутного транспорта у нас еще есть морской и авиационный», – отмечает депутат в разговоре с «ФедералПресс». Паромное грузовое сообщение в российском эксклаве теперь будет развиваться быстрее, считает Александр Ходачек. Сейчас на линии Усть-Луга — Балтийск курсируют три парома: «Амбал», «Балтийск» и «Маршал Рокоссовский». Каждый из них за рейс перемещает около 90 железнодорожных вагонов и около 10 единиц грузовых автомобилей. Помимо паромов перевозку осуществляет судно «Урса Майор», которое перевозит автотранспорт и контейнеры. «Пятый паром уже готовится выйти на линию. Эта ситуация с запретом транзита – элемент проверки нас на санкционные ограничения», – подчеркивает экономист в беседе с «ФедералПресс». Александр Никулин уверен, что в ближайшее время калининградский бизнес начнет переходить к специализированному морскому транспорту. «С перевозкой грузов эффективнее справятся специализированные суда – танкеры или сухогрузы, спецсуда, которые перевозят цемент, – объясняет депутат. – Так стоимость перевозки станет намного ниже паромной», – говорит Александр Никулин. При этом сухопутный транзит критически важен для перевозки скоропортящихся продуктов из Калининградской области в «большую» Россию. «Очень важно, чтобы не удлинялись сроки доставки. Многие наши предприятия, например, «Залесский фермер» – очень чувствительны к увеличению времени перевозки. Поэтому надеюсь, что Литва не будет чинить препятствия гуманитарному и продовольственному транзиту», – подчеркивает парламентарий. По словам Никулина, калининградскому бизнесу понадобится несколько месяцев на перестройку логистических цепочек. Нужно проработать вопросы с транспортными компаниями. «У них свои требования, например, к погрузке на борт товара в фурах, железнодорожных вагонах. Знаю, что многие калининградские предприятия уже справились с этим вызовом», – отмечает Александр Никулин. Он не видит серьезных ухудшений в работе местных компаний. Однако, периодически возникают небольшие проблемы с металлом и цементом. Предприятия могут остановиться Александр Никулин предлагает считать запрет на транзит временными трудностями, которые придется решать в ручном порядке. «Нельзя исключать, что какие-то предприятия могут остановиться по тем или иным причинам. Но мы к этому готовы. Нужно готовиться к самому пессимистичному сценарию. А если сценарий будет оптимистичный, то слава богу», – подчеркивает депутат. При этом он не видит причин для резкого роста безработицы в регионе: «Да, наверняка такие истории будут. Но в Калининградской области довольно много вакансий – и желающие будут быстро находить себе работу. Власти региона будут помогать работодателям. Еще в марте перераспределили областной бюджет и дополнительно выделили 3 млрд рублей на поддержку экономики. На эти деньги предпринимателям выдавали кредиты». Эффективной мерой поддержки бизнеса стали бы субсидии строительным компаниям и производителям товаров народного потребления, считает Александр Ходачек. «Например, в Петербурге договорились о предельной торговой наценке не выше 5 % на группы социально значимых товаров. То же самое должно быть сделано в Калининградской области», – говорит экономист. Металлурги, по словам Олега Чернова, ждут «руку помощи» от государства. «Государственные проекты, новые «стройки века» – пожалуй, единственный локомотив, который реально способен вытащить нашу отрасль, включая калининградский регион», – считает предприниматель. Фото: ФедералПресс / Дарья Кекош

Переживет ли экономика Калининграда санкции Евросоюза: мнения экспертов
© РИА "ФедералПресс"