Войти в почту

Чистая столица — чистый завод: новое оборудование позволит довести переработку нефти почти до ста процентов

В Книгу рекордов России внесли очередное достижение. Оборудование для столичного нефтеперерабатывающего завода стало самым тяжелым грузом в истории перевозок по Москве-реке. Об этом сообщила замруководителя Департамента инвестиционной и промышленной политики Москвы Дарья Степанова. Это оборудование позволит завершить модернизацию завода и перевести его на безотходное производство.

Чистая столица — чистый завод: новое оборудование позволит довести переработку нефти почти до ста процентов
© Вечерняя Москва

На Московский нефтеперерабатывающий завод прибыло российское оборудование для строительства комплекса глубокой переработки нефти. Крупногабаритный реакционный аппарат доставлен речным транспортом из Санкт-Петербурга. Он изготовлен из высокопрочной хромомолибденованадиевой стали и весит около 1,2 тысячи тонн. Перевозка зафиксирована в Книге рекордов России как перемещение самого тяжелого груза по Москве-реке!

Аппарат в течение двух недель провезли по Неве, Ладожскому и Онежскому озерам, Волго-Балтийскому каналу, Волге и Москве-реке. Для того чтобы принять оборудование, в Капотне специально построили причал и подъездную дорогу с площадкой для сбора самоходных трейлеров. Оборудование доставили на территорию завода, где его смонтируют в составе комплекса глубокой переработки нефти. Причал, кстати, задействуют при доставке оборудования более чем из 15 российских регионов для модернизации Московского НПЗ.

Новый комплекс позволит предприятию повысить эффективность переработки нефти почти до ста процентов. Прибывшее колонное оборудование обеспечит выпуск сразу нескольких видов топлива. Колонна спроектирована для работы при температуре внутри более 450 градусов!

Со всеми предосторожностями

— Грузоподъемность баржи, на которой привезли оборудование, три тысячи тонн, — рассказывает замдиректора по оперативной работе компании RTL, осуществляющей доставку, Денис Сараев. — Груз весит 1241 тонну, так что грузоподъемности для перевозки было более чем достаточно. Когда баржа шла по рекам и каналам, ее толкал буксир. Когда баржа выходила на озеро, буксир перецеплялся и тянул ее за собой. Дело в том, что когда большая волна, баржу нельзя толкать: нужно, чтобы катер тянул ее на гибкой сцепке.

На барже были специальные накатные тумбы, на которые тяжелый груз буквально накатывался, потому что поднять его с помощью крана или как-то еще было невозможно. Груз на палубе был жестко зафиксирован с помощью специальных пластин, сваренных между собой. Такому креплению не страшна никакая качка!

Что интересно, еще до начала путешествия был разработан проект буксировки. Инженеры вычислили, что груз должен находиться на барже в строго определенной точке и нигде кроме! Система крепления груза тоже была заранее спроектирована, она учитывала все водные объекты, по которым шла баржа, и волны, которые там могут быть. Проект буксировки подсказывал капитану судна, на каком участке с какой скоростью нужно двигаться и в какое укрытие в случае волнения на воде заходить. Самыми опасными на маршруте были Ладожское и Онежское озера. От завода оборудование везли на специальном модульном трейлере на гидравлической подвеске и со 192 колесами. Причем в Москве число модулей пришлось увеличить, и колес стало уже 256!

— Дело в том, что в Москве под землей много коммуникаций, поэтому нагрузку нужно было более равномерно распределить, — пояснил Денис Сараев.

Скорость движения трейлера была всего пять километров в час. На преодоление железнодорожных переездов закладывалось 3–4 часа, хотя сама процедура занимала 10– 15 минут. Просто перевозчики перестраховывались: вдруг какой форс-мажор? Самоходным трейлером управлял всего один оператор — с помощью пульта. Но еще четыре сопровождающих присматривали по бокам, чтобы трейлер по пути ничего не задел. Еще бы: масса груза равнялась 120 троллейбусам. Всего в перевозке груза из Питера в Москву принимали участие около двухсот человек!

— Транспортировка оборудования для Московского НПЗ войдет в историю грузовых перевозок, — уверен генеральный директор транспортно-логистической компании RTL Михаил Решетков. — Доставка аппарата стала сложной, продуманной логистической операцией, которая позволила безопасно и в срок перевезти колонну. Для перемещения была применена специальная многоосная колесная техника и специальный состав речного транспорта. Мы спланировали маршрут с учетом габаритов и веса оборудования, погодных факторов и особенностей маршрута. Мы с гордостью принимаем участие в этом важном для развития нефтяной отрасли проекте.

Использовать сырье без остатка

— Российское оборудование станет основой комплекса глубокой переработки нефти Московского НПЗ. Предприятие сможет без остатка перерабатывать весь объем нефти на востребованные рынком продукты: бензин, дизельное топливо, авиационный керосин, — рассказывает генеральный директор Московского НПЗ Виталий Зубер. — Таким образом, комплекс позволит повысить производственную эффективность до лучших мировых стандартов. Московский НПЗ продолжает глобальный проект развития, используя лучшие отечественные технологии и оборудование.

Строительство комплекса глубокой переработки нефти — завершающий проект программы модернизации Московского НПЗ, которую с 2011 года проводит «Газпром нефть». Одна из главных целей модернизации — существенное улучшение экологических характеристик предприятия. На заводе постоянно вводится в эксплуатацию новое оборудование с высокими технологическими характеристиками. Так, например, около двух лет назад начал действовать новый комплекс переработки нефти «Евро+», заменивший сразу пять установок старого типа.

Благодаря «Евро+» сократилось в целом за 10 лет воздействие на окружающую среду на 75 процентов.

А еще на заводе ввели уникальный комплекс очистки сточных вод «Биосфера». Этот комплекс позволяет довести уровень очистки сточных вод почти до ста процентов.

На территории столичного предприятия и в его окрестностях создана автоматизированная система мониторинга воздуха. А на жилых территориях, прилегающих к предприятию, производится оценка загрязнения воздуха на автоматических станциях контроля «Капотня» и «Головачево».

Модернизация предприятия

— После того как власти города провели масштабное благоустройство и разбили вдоль Москвы-реки парк, район Капотня стал отличаться от соседних в лучшую сторону, — рассуждает урбанист Григорий Мельник. — Обновлены все дворы и фасады домов, началась реализация программы реновации. Бывшая промышленная окраина превратилась в очень уютное благополучное место. Здесь не чувствуется посторонних запахов, много зелени, есть скверы, стадион и пешеходные зоны. Благоустройство района удачно совпало с технологической и экологической модернизацией прилегающего к нему предприятия.

— Ответственные нефтеперерабатывающие предприятия, соблюдающие высокие стандарты экологии производства, органично вписываются в инфраструктуру крупных городов по всему миру, и Москва не исключение, — отметил заместитель мэра столицы по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений Владимир Ефимов.

Дарья Степанова, заместитель руководителя Департамента инвестиционной и промышленной политики города Москвы, считает, что обновление Московского нефтеперерабатывающего завода содействует развитию всей страны, способствует общему экономическому росту, наращиванию промышленного потенциала столицы и, как следствие, благополучию ее жителей.

— Доставка крупногабаритного отечественного оборудования приблизит начало эксплуатации нового комплекса по глубокой переработке нефти и окончание программы масштабной модернизации предприятия, — пояснила Дарья Степанова.

Григорий Мельник считает, что города России могут поучиться у Москвы модернизации городских предприятий.

— В период индустриализации — в основном в 1930-е годы — в городах СССР было построено много заводов. Их возводили прямо в городской черте и окружали жилыми кварталами, чтобы рабочим было удобно добираться на предприятие, — рассказывает «Вечерней Москве» эксперт. — Об экологии тогда никто не задумывался, приоритеты были совершенно другими. Так возникли крупные промышленные центры — Челябинск, Магнитогорск, Красноярск, Новокузнецк и масса других. Времена изменились, а предприятия остались. Их, конечно, можно перенести, что порой и делается, но тогда теряются рабочие места и налоги в городской бюджет. Предприятие начинает работать где-то в другом месте, а его воздействие на окружающую среду остается прежним. Более логичный выход — предприятие модернизировать, сделать экологически безопасным. В случае завода в Капотне и власти Москвы, и его владельцы решили идти именно по этому пути. Он труднее, дольше, зато дает более эффективный результат. Я был бы рад, если бы другие города России тоже начали активно модернизировать свои предприятия. А еще — прилегающие к ним городские кварталы.

Обновление заводов, улучшение их экологических характеристик, считает эксперт, должно «рифмоваться» с обновлением городской среды. В Капотне это уже получается.

Как шла баржа из Санкт-Петербурга

ЦИФРА

14 дней доставляли новое производственное оборудование из Санкт-Петербурга: уникальная операция!

ВАЖНО

В самой Капотне благоустроили берег Москвы-реки, создав парковую зону и прогулочную набережную. Для отдыха и прогулок организованы велосипедные дорожки, променады, спуски к воде и пикниковые точки. При желании пешком или на велосипеде все желающие могут прогуляться от МКАД до крайней точки парка 850-летия Москвы — почти 10 километров зеленого пространства вдоль реки. Расширена проезжая часть улицы Капотня до четырех полос движения в обоих направлениях, были приведены в порядок центральные улицы района, а также дворовые территории. Коммунальщики обустроили 72 детские и спортивные площадки.