В России может появиться холдинг по созданию лифтов
Обновлено в 16:44
«Дом.РФ» может создать лифтовый холдинг. Как заявил РИА Новости генеральный директор компании Виталий Мутко, холдинг может закрыть 40% потребностей российского рынка. В структуру могут войти Щербинский лифтостроительный завод, Карачаровский механический завод и омский «Сиблифт». Два последних сейчас проходят через процедуру банкротства, а «Дом.РФ» — основной кредитор.
Виталий Мутко заявил, что холдинг будет готов выступить посредником между российскими застройщиками и зарубежными производителями, в первую очередь азиатскими. В России достаточно опыта для производства любого лифтового оборудования, говорит председатель совета директоров инжиниринговой компании «2К» Иван Андриевский:
Иван Андриевский председатель совета директоров инжиниринговой компании «2К» «Холдинг из этих трех [компаний] абсолютно работоспособен. Единственное, что их производственные площади нужно будет многократно увеличить. Лифты, предназначенные для обычных жилых зданий, заместить будет легко. Тросы и двигатели можем изготавливать прекрасно. Думаю, что если постараться, Россия уже все виды лифтов может делать для самой себя. И тут надо не только 40% покрывать, но и все 80%. На территории РФ можем производить 100% комплектующих для почти всех видов лифтов. Высокоскоростные лифты мы тоже можем спокойно производить в Российской Федерации, никакой сложности это не представляет, если необходимо спроектировать что-то новое, пожалуйста, это можно сделать в течение полугода-года, отработать все и вся, включая новые стандарты».
Такой холдинг мог бы помочь строительной отрасли, считает главный редактор федерального информационного агентства «Строительство» Александр Гусев:
— Несомненно, если такой холдинг будет создан, это поможет решить проблему. Весь вопрос в том, что нужно технически оборудовать эти три завода для того, чтобы выпускать скоростные лифты с тем комфортом, с которым они были и которые запроектированы в высотные дома. Сейчас же в Москве, и не только в Москве, начинают строить жилые дома, которые выше 100 метров, поэтому для них необходимы соответствующие лифты, скорость передвижения которых от шести до 15 метров в секунду. Строительство в «Сити» продолжается, и по проекту там заложены импортные лифты, но застройщик гарантирует, что по проекту поставка будет исполнена та, которая запроектирована. Точно так же высотные жилые комплексы, которые строятся в Москве. Но есть и другие места, например строящиеся площадки в районе метро «Тушино», там, где уже возникают вопросы, поскольку объемы строительства большие, и некоторые здания только закладываются, но они высокоэтажные. Там девелопер начинает чесать затылок и думает, где же брать такие лифты. На мой вопрос: неужели вы будете брать щербинские, или карачаровские, или гомельские, они сказали: да нет, конечно, мы их брать не будем, будем что-то искать. Но искать через посредников, они даже выстроились в очередь для того, чтобы доставить лифты или другое оборудование. Но это будет дороже и по времени дольше.
— Квартиры тоже дороже получатся?
— Все зависит от продаж, как девелопер себя ведет. Или он возьмет эту нагрузку на себя и получит меньше прибыли, или, если он еще не продал квартиры, он это разделит на квартиры, что повлечет за собой подорожание.
По словам экспертов, в 2021 году в России было установлено около 46 тысяч лифтов, и примерно 75% из них — отечественного производства. Но и в российских лифтах есть зарубежные комплектующие, которые нечем заменить, говорит исполнительный директор Национального лифтового союза, генеральный директор Российского лифтового объединения Петр Харламов:
Петр Харламов исполнительный директор Национального лифтового союза, генеральный директор Российского лифтового объединения «Для высотных зданий использовались лифты преимущественно иностранных производителей, потому что пока российские лифтостроительные предприятия ограничены высотой подъема примерно в 100 метров, это где-то 30 остановок, 30 этажей, и скоростью движения кабины лифта — четыре метра в секунду. Есть разработки и выше, до девяти метров в секунду, но пока нет этих, мы не можем продемонстрировать здания, где эти российские лифты уже установлены. То есть там, где лифты со скоростью до четырех метров в секунду, мы можем говорить, это смонтировано, испробовано. Особых сожалений не будет о том, что иностранные компании уходят, но рынок значительный, бизнес серьезный, и на смену им тут же придут другие производители, в том числе из Китая, Турции, которые сейчас заваливают нас коммерческими предложениями. Даже о тех лифтах российского производства, о которых мы говорим, не можем сказать, что там стопроцентная локализация российских компонентов и деталей, в лучшем случае мы можем использовать российские комплектующие до 90%».
Ранее Forbes писал о дефиците в России высокоскоростных лифтов для небоскребов, которые поставляли в первую очередь американская Otis, финская Kone и немецкая Thyssen-Krupp Elevator, которые ушли с российского рынка. Кроме того, некоторые эксперты говорят о том, что значительная доля комплектующих для российских лифтов производится за рубежом. Так, по словам вице-президента, директора департамента по закупкам группы компаний ФСК Александра Ткаченко, в типовых стройках по госзаказу доля таких комплектующих не превышает 10%, а в коммерческом сегменте иногда доходит до 30%. Из-за этого поставки в данный момент задерживаются.