Литва ограничила грузовой транзит Калининграда с остальной Россией. Комментарий Георгия Бовта
C 18 июня железные дороги Литвы перестали пропускать некоторые грузы в Калининградскую область и из нее в другие регионы России. Причиной для запрета стало разъяснение обновленного регламента санкций Евросоюза. Какого развития событий следует ожидать?
Даже частичное перекрытие транзита в Калининградскую область становится новой точкой эскалации противостояния России с Евросоюзом. Некоторые могут предположить, что непосредственным информационным поводом для действия литовских властей стала недавняя инициатива думского депутата от «Единой России» Евгения Федорова отозвать признание Литовской Республики Госсоветом СССР в 1991 году. Депутат сослался на некие якобы допущенные тогда юридические нарушения, заявив, что Литвой дело не ограничится.
А нынешний глава «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин, который в начале нулевых, будучи главой думского комитета по международным делам, вел переговоры о калининградском транзите с Евросоюзом в ранге спецпредставителя президента, напомнил, что «неотъемлемой частью пакета совместных решений ЕС — РФ — Литвы 2002-2003 годов по гарантированному обеспечению транзита российских грузов и граждан Российской Федерации было встречное обязательство Федерального собрания Российской Федерации о ратификации Договора о государственной границе с Литовской Республикой». Рогозин также многозначительно добавил, что «если Брюссель и Вильнюс инициативно и вероломно рушат подписанный ими пакет договоренностей по калининградскому транзиту, вступивший в силу с 1 июля 2003 года, то в Евросоюзе должны понимать последствие своего суицидного решения для легитимности своей же собственной восточной границы».
Надо сказать, что тема калининградского транзита стала подниматься балтийскими политиками еще в марте. Однако до недавних пор официальная позиция Вильнюса была в следующем: поскольку речь идет о трехстороннем соглашении ЕС, России и Литвы, то не Литве эти договоренности нарушать. Теперь же Вильнюс ссылается на некие разъяснения Еврокомиссии относительно шестого пакета антироссийских санкций, а также на регламент еще от 31 июля 2014 года.
Доподлинно неизвестно, как именно принималось нынешнее решение. Возможно, инициатива исходила именно от Вильнюса. По крайней мере, железнодорожная директива ЕС разрешает государствам-членам, у которых есть граница с третьими странами, делать исключение для транзита, и Литва была единственной в ЕС, кто этим правом до сих пор пользовался.
Кроме того, еще до шестого пакета санкций можно было найти такие товары из числа попавших под санкции, в отношении которых ввести отдельный запрет на транзит. Но Литва на это не пошла, хотя прецеденты были даже еще до 2014 года, когда Литва запрещала провоз через свою территорию некоторых видов лекарств, содержащих фенобарбитал.
Да и теперь Еврокомиссия довольно долго тянула с разъяснениями. Тем более что отдельным пунктом ограничение транзита в Калининград в рамках шестого пакета не обсуждалось. Наверняка в Брюсселе понимают всю серьезность принятого в данном случае политического решения, которое может затронуть до 50% грузооборота Калининграда с остальной Россией. В последнее время его объемы всеми видами транспорта оценивались примерно в 10 млн тонн в год, большая часть, разумеется, приходилась на железнодорожный транспорт. И хотя пока решение касается только грузового железнодорожного транспорта, но не пассажирского и автомобильного, важен прецедент. Нефтепродукты, бетон и арматуру да и много чего еще грузовиками не навозишься. Справятся ли имеющиеся в распоряжении в данном регионе суда с такими объемами перевозок?
Оперативной официальной реакции Москвы на решение Вильнюса пока не последовало. Набор ответных санкций со стороны России пока не очень просматривается. Кажется, все уже запретили, что могли. Еще месяц назад Литва прекратила импорта газа, нефти и электричества из РФ. Послы отозваны, консульства закрыты. Реагируя на днях на инициативу, как она назвала его, «эксцентричного депутата» Федорова, премьер-министр Литвы Ингрида Шимоните призвала не придавать ей слишком большого значения, назвав юридическим «нонсенсом». А один из литовских депутатов как бы в шутку призвал в ответ на отзыв признания независимости Литвы отозвать признание Поляновского мирного договора от 1634 года, потребовав, чтобы Москва вернула все оккупированные территории Великому княжеству Литовскому, включая Смоленск, и еще признала бы власть польского короля Владислава.
Впрочем, оный депутат плохо знает историю. По Поляновскому мирному договору Россия как раз отказывалась от смоленских земель в пользу Польши, она вернет их довольно скоро. Зато Владислав IV окончательно отказывался от притязаний на московский престол, который имел все шансы занять еще в Смутное время, если бы не слушал своего спесивого отца и принял православие. А так, конечно, за исчерпанием ресурса экономических санкций можно и дальше множить юридические нонсенсы, включая запрет сообщения России с российским же регионом. Ну или начать рассматривать уже другие, более весомые аргументы.