Глава ВТБ Андрей Костин дал банкирам советы, проверенные временем
Вал санкций, обрушенных странами Запада против России, рискует окаменеть и превратиться в новую берлинскую стену, поскольку все рестрикции введены явно надолго. В этих условиях стоит вспомнить старое и банковскому сектору – переходить на рубли, считает председатель правления банка ВТБ Андрей Костин, опубликовавший на портале РБК свою авторскую колонку, о чем поспешили сообщить многие деловые издания.
Андрей Леонидович считает, что по-настоящему серьезным звонком для России стал 2014 год, когда крупнейшие отечественные банки отрезали от западных рынков. Отчего же на самом верху не поспешили тогда, восемь лет назад на этот звонок отреагировать, а дождались нынешнего февраля, когда глобализация в прежнем виде резко закончилась? Теперь мир снова жестко поделен на своих и чужих, предполагает Костин, а это – холодная война 2.0. Россия уже получила красную карточку, а Китай – еще только желтую. А нужен ли нам такой футбол?
По мнению экономиста, экс-председателя Верховного Совета РФ Руслана Хасбулатова, руководитель банка ВТБ несколько запоздал со своими выводами и обобщениями и на фултонскую речь Уинстона Черчилля его колонка не потянет:
– Вторая холодная война объявлена нам уже давным-давно, по крайней мере в 2014 году. Другое дело, что с началом специальной военной операции на Украине начался ее третий виток. Так что уважаемый товарищ запоздал со своими выводами.
«СП»: - Неужели и за слова о том, что «кризис для нас – новая нормальность» можно получить титул «капитана очевидность», коим обычно награждают человека, излагающего общеизвестные банальности?
– И про «новую нормальность» тоже успели уже забыть, теперь это выражение воскрешают, как нечто оригинальное. Что поделать, человеческой памяти свойственно очень быстрое забвение. На самом же деле мне смешно, когда подают как что-то новое то, в чем ничего нового нет. Как например то, что коллективный Запад боится восстановления СССР. Хотя на самом деле боятся ему нечего. Пусть боится доминирования Китая – вот это уже для Запада серьезная опасность.
«СП»: - Но хотя бы предложение нашему бизнесу «участвовать в структурной трансформации экономики» правильно и своевременно? Как вы считает, способны ли на это нынешние коммерческие банки?
– Не только банки, но и всех граждан нашей страны, имеющих активы свыше двухсот миллионов рублей, следует обязать заняться осуществлением программы строительства заводов. Пришла пора расширить полномочия Кабинета министров, сделав его Советом министров. Нужно начать серьезное государственное планирование, а не просто отделываться словами про импортозамещение.
Обстановка такая, что надо этим всем серьезно заняться, одних слов уже мало. Многие выступают, призывают к чему-то, но ничего конкретного не делают. Так и не представили единого сводного плана, программы развития страны. Ведь нам фактически объявлена экономическая блокада со стороны Запада. А что предлагают в ответ на это? Да ничего – кроме призывов к патриотизму. Правящему классу не надо учить народ Родину любить, ему нужно показать свой собственный патриотизм: как он сам реагирует на эту экономическую блокаду, какие меры предпринимает.
«СП»: - Как вы считаете, закончилась ли глобализация, как пишет обсуждаемый нами ученый автор?
– Это методологическое заблуждение. Нет никакой просто глобализации, а есть экономическая, финансовая и политическая глобализация. Глобализация – это интернационализация на новом этапе с использованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), которые придали новые качества классической интернационализации производства.
Так что экономическая глобализация по-прежнему продвигается, хотя и будет сталкиваться со сложностями. Другое дело глобализация политическая, которая 24 февраля взлетела на воздух. Будут искать чем ее заменить, как локализовать, создав новые военно-политические объединения.
Что, разве разрушилась международная финансовая система? Да, ее разрушают многочисленные западные санкции, не учитывающие взаимозависимость мирового хозяйства. Наносятся удары по международной финансово-экономической системе. Но тем не менее она продолжает функционировать.
Сейчас у многих складывается впечатление, что мир сошел с ума, люди, как одержимые пытаются уничтожит друг друга. Но это все произошло из-за того, что политика мощно надавила на экономику. Обострилось противоборство двух миров. И спецоперация – только повод для блокады России.
Мир находится на пороге глобальной неопределенности. Конечно, нужен поиск решений, которые вернут нашей стране утраченные позиции. Экономический кризис Россию не погубит, а вот управленческий – может.
Ведь что важно для управленцев? Чтобы исполнители понимали все на уровне: «Раз, два, три!» Вот один из главных банкиров нашей страны пытается донести до своих коллег, что их бизнес – уже никогда не будет прежним. Ведь наша страна лишена доступа к основным рынкам капитала и платежным системам, международным рейтингам, аудиторским услугам.
Нужно искать действенные альтернативы и новые возможности для роста. Активно участвовать в структурной трансформации экономики. Оперативно восстанавливать и при необходимости выстраивать новые производственные, логистические и торговые цепочки.
Кому не нравится, смотри выше: санкции – надолго, а глобализация в прежнем виде – закончилась. Казалось бы, все ясно как божий день. Но мы же привыкли искать в высказываниях такого рода приближенных людей тайные смысли и скрытые подтексты. А где они в словах господина Костина, как не в деликатном совете, если не отказаться полностью от «откалиброванных по западным рынкам нормативов», то хотя бы произвести тонкую их настройку под новую реальность.
Экономист Василий Колташов считает, что банковские стандарты капитала и отчетности Базельского комитета по банковскому надзору прежде, в минувшие десятилетия, были довольно важны с точки зрения взаимодействия экономик разных стран:
– Сейчас западная банковская система функционирует вообще не по рыночным правилам. Западные банки просто получают деньги по сверхнизким ставкам в фантастических объемах. Они имеют возможность покупать государственную ренту, то есть паразитировать на государственном долге. И в этом смысле они, по сути, сами выпали из какой-бы то ни было международной системы адекватного банковского управления.
Так что я полагаю, что российским банкам особого смысла равняться на эту западную систему нет. Скорее нужно говорить о том, чтобы создавать евразийский аналог такой системы. В частности, вместо базельского стандарта расчетов создавать собственную систему, не чисто российскую, а с участием евразийских государств, а может быть даже шире, с участием стран БРИКС.
Учитывая нынешние реалии, все это может оказать существенную поддержку и банковскому сектору, и экономике в целом. Так у нас появится уникальный шанс начать все с чистого листа. Независимые версии банковского регулирования и национального кредитного рейтинга дадут шанс найти свое место тем пользователям, которые не учитываются действующими международными нормативами. А еще они отразят наши приоритеты.
Важно то, что принесет нашей стране экономическую выгоду, считает руководитель коммерческого банка. А что еще он может сказать? Чтобы в следующий раз нас так легко не смогли бы «отменить» отключением от своих SWIFTов. Конечно за тридцать лет к этим инструментам привыкли, они же такие удобные. Хотя в СССР их не было, поскольку там вообще не было коммерческого банкинга. И вот он есть, а толку мало, ведь нынешние еврокомиссары – не банкиры, они готовы убивать за идею, а мы это уже проходили.
А еще мы думали, что с распадом Советского Союза, с нами, его наследниками, сохранятся джентельменские отношения – будут учитывать наши интересы в ключевых сферах «на основе равноправного и взаимоуважительного диалога». Но, оказывается, что джентльмен, допустивший развал свой страны – уже не джентльмен. Будем это знать, продолжая игру, но на этот раз – по своим правилам.