23% женщин-предпринимателей видят в уходе зарубежных компаний возможности для развития бизнеса
В новой экономической реальности Индекс женского предпринимательства (Women Business Index, WBI) демонстрирует незначительное снижение относительно уровня предыдущего года - с 71,1 пункта в третьем квартале 2021 года (8-я волна) до 69,8 пункта на конец первого квартала 2022 года (9-я волна). Это существенно меньше, чем предыдущее снижение Индекса в 2020 году, вызванное пандемией COVID-19 - тогда его значение снизилось с 69,4 п.п. в четвертом квартале 2019 года (6-я волна) до 60,1 пункта в третьем квартале 2020 года (7-я волна).
Индекс WBI показывает уровень благоприятности деловой и социальной среды для развития женского предпринимательства в России. Индекс объединяет три показателя с отдельными тематическими блоками вопросов: "Культура предпринимательства", "Предпринимательская экосистема", "Личные качества". Значение Индекса WBI выше 50 пунктов указывает на благоприятную среду, а ниже 50 пунктов - на неблагоприятную. Шкала Индекса - от 0 до 100 пунктов.
В исследовании приняли участие как женщины-предприниматели (опрошено 300 руководителей/владельцев предприятий сегмента МСП), так и женщины, не являющиеся предпринимателями (500 жителей России женского пола в возрасте от 18 до 60 лет). Выборка предприятий строилась по показателям размера и отрасли бизнеса согласно данным Росстата.
На снижение Индекса WBI в марте 2022 года повлияло в первую очередь снижение показателя среди женщин, не имеющих своего бизнеса: выросла доля тех, кто считает, что возможностей для открытия и ведения бизнеса стало меньше (частный Индекс "Культура предпринимательства" сократился на 5,6 п. до 78,7 п.). При этом женщины-предприниматели более стабильны в оценках культуры предпринимательства в России, падение показателя - меньше, чем среди женщин, не имеющих своего бизнеса (снижение на 0,6 п. до 72,2 п.).
Более половины предпринимательниц (52%) ощутили на своем бизнесе негативный эффект от введенных зарубежных санкций. 38% указали, что санкции не повлияли на работу их компании, 8% смогли извлечь пользу из введенных ограничений. При этом 23% предпринимательниц увидели возможности для развития своего бизнеса в условиях ухода зарубежных компаний с российского рынка.
Наиболее распространенные проблемы, с которыми сталкиваются женщины-предприниматели в новых социально-экономических условиях, связаны со снижением выручки (52%) и спроса на продукты и услуги компании (29%), а также с проблемами поставок и ростом цен на сырье (37%).
Половина предпринимательниц (49%) считают, что в ближайшие полгода их предприятие будет испытывать потребность в дополнительном финансировании. При этом 40% предпринимательниц ожидают осложнения процесса привлечения дополнительных финансовых ресурсов в ближайшие полгода.
Почти половина женщин-предпринимателей (43%) получали дополнительное образование или проходили курсы/тренинги в области организации или развития бизнеса. Онлайн-обучение через образовательные платформы, специализированные сайты с курсами - самый удобный формат обучения (66%), а интернет-маркетинг (15%) и программирование (12%) - самые востребованные направления дополнительного образования среди предпринимательниц.
Топ-5 причин, по которым женщины-предприниматели решили заняться бизнесом:
Желание улучшить материальное положение (57%) Желание свободно распоряжаться собой и своим временем (50%) Желание принимать самостоятельные решения и не иметь начальников, кроме себя (45%) Желание профессионально самореализоваться (22%) Вдохновение от примера других женщин (20%)
Надия Черкасова, заместитель президента - председателя правления банка "Открытие", председатель комитета по развитию женского предпринимательства "Опора России":
"Женщины-предприниматели демонстрируют высокий уровень адаптивности к изменившимся экономическим реалиями, как и весь сегмент малого бизнеса. Безусловно, предприниматели столкнулись с трудностями и необходимостью перестраивать цепочки поставок и устоявшиеся бизнес-модели. 53% опрошенных отметили, что санкции негативно повлияли на бизнес, при этом 23% видят возможности для развития новых направлений взамен ушедших брендов. Кроме того, текущая ситуация способствует переходу людей из найма в свой собственный бизнес. Индекс отражает, что продолжает расти интерес к созданию бизнеса в новых освободившихся нишах. И особенно актуальными становятся программы финансирования стартового капитала и кредитование в целом - на фоне снижения ключевой ставки".
Банк "Открытие" входит в перечень системообразующих кредитных организаций, утвержденный Банком России. "Открытие" развивает все основные направления бизнеса классического универсального банка: корпоративный, инвестиционный, розничный, МСБ и Private Banking. Надежность банка подтверждена рейтингами российских агентств АКРА ("АА (RU)"), Эксперт РА ("ruAA") и НКР ("АA+.ru").