Фуры за горло Россию берут. Как так получилось?
Автоперевозчики жалуются на падение спроса на свои услуги и, соответственно, доходов. В условиях резкого сокращения потоков импортных товаров тарифы, действительно, стали снижаться, так как конкуренция в отрасли растёт. В целом процесс положительной для экономики РФ, так как стоимость услуг дальнобойщиков крайне велика. Тем не менее, государству стоило бы убрать ряд преград для развития отрасли.
Биржа грузоперевозок ATI.SU опубликовала доклад, согласно которому тарифы на ряде направлений упали примерно на треть. Из чего сделан вывод, что транспортные компании терпят убытки, а вся отрасль в кризисе.
Дополнительное предложение по автоперевозкам, действительно, появилось. После того, как Евросоюз закрыл для грузовиков из РФ свои границы, многие машины перевели на работу внутри страны. Не сказать, что свободных фур стало слишком много, но конкуренция обострилась, факт. И услуги перевозчиков стали более доступны. Что, в принципе, очень даже неплохо.
Другое дело, что данный факт никак не отразился на стоимости товаров в магазинах. Торгаши очень любят вещать про увеличение транспортных издержек, объясняя этим рост ценников на полках. Сейчас эти самые издержки снизились, причём существенно. Что-то подешевело? Почему-то нет…
Более того, на ряде «альтернативных» направлений сейчас, наоборот, наблюдается нехватка большегрузных авто, прежде всего, там, где налажены новые каналы «параллельного импорта». И не только, например, нехватка контейнеров на китайском направлении также стимулировала спрос на фуры. В общем, как говорил великий Михайло Ломоносов, «сколько чего у одного тела отнимется, столько присовокупится к другому». Закон сохранения, иными словами. Всего на свете.
При этом также нельзя сказать, что автотранспортный парк РФ в целом избыточен, наоборот, по сравнению с иными странами мы сильно отстаём. От США — просто на целую эпоху, в разы. Число автомобилей грузоподъемностью от 3,5 тонны до 12 тонн в РФ составляет всего около 2,5 млн. единиц, свыше 12 тонн — около 1,3 млн. единиц. Немного.
Причём до недавнего времени значительная часть большегрузов трудилась на европейских маршрутах, собственно, они до конца и не закрыты.
«В целом логистика у меня не изменилась, хотя нюансы есть. С севера Италии до границы с Россией товар везёт европейская фура, на кордоне перегружаем. Машины становятся задними бортами друг к другу и товар перекидывается. Наши фуры не пускают в ЕС, ихние чаще всего не едут к нам. В целом доставка усложнилась, стала дольше и дороже, в том числе, за счёт перегруза. И ждём новых «фокусов» от властей ЕС, прорабатываем альтернативные маршруты», — рассказывает предприниматель Пётр.
Доходы у транспортников, конечно, уже не те, ведь протяжённость маршрутов сократилась. И вовсе не все европейцы ушли с российского рынка, на дорогах то и дело встречаются фуры даже из совсем уж недружественных прибалтийских стран, а также всяких сумасшедших поляков. Эти что тут делают? Почему отнимают хлеб у наших водителей?
Ещё 18 апреля сего года Минтранс принял решение не запрещать въезд в Россию фур из Евросоюза в ответ на санкции ЕС в отношении российских и белорусских автоперевозчиков
Дескать, по просьбе трудящихся, то есть предпринимателей. А конкретней — крупного русского бизнеса. То есть «олигархов». Которые, якобы, опасаются, что останутся без некоего оборудования — станков и т. д.
Станки и прочее оборудование олигархические структуры и так не завозят, в Россию эти деятели вообще мало чего вкладывают. Посему можно говорить о смычке чиновничьей «пятой колонны» с откровенно антироссийски настроенными миллиардерами.
Собственно, подобное было отмечено уже неоднократно, и число подобных деяний, увы, не уменьшается. Наоборот. В связи с этим в конце мая проявился запрос на проверку госструктур по данному вопросу.
«Депутаты фракции КПРФ решили обратиться в Счетную палату России с просьбой провести проверку контрольных и надзорных органов страны на предмет соответствия их деятельности правительственному курсу по поддержке отечественной экономики в условиях санкций. Президент и правительство РФ четко обозначили курс на поддержку отечественных производителей в условиях беспрецедентных западных санкций против нашей страны. Все контролирующие и надзорные органы существуют на средства российского бюджета, но порой складывается впечатление, что они действуют в интересах недружественных России стран», — заявил депутат Госдумы Сергей Казанков.
Обратились, конечно, не по адресу, Счетную палату саму нужно проверять, желательно с привлечением сотрудников ФСБ. И с особым пристрастием, по типу «слово и дело государево». Начав, прежде всего, с её главы. Тем не менее, прецедент создан, посмотрим, что получится.
Иностранные фуры на наших дорогах — не такая уж и острая проблема, их реально стало меньше. Хотя всё равно неприятно. Проблема в ином, а именно в желании владельцев крупных российских автотранспортных компаний и далее получать сверхприбыли. Богатеи привыкли хорошо зарабатывать на рейсах в ЕС, то есть, по сути, получать свою долю прибыли от импорта. Эту лазейку прикрыли, и вот тут они взвыли. Нужно начинать работать, а так не хочется…
Нужно переориентировать машины на иные маршруты, договариваться с клиентами, искать их, предлагать удобные условия работы, делать скидки, и т. д., и т. п. Собственно, чем занимаются их коллеги в иных странах. Российские «бизьнесмены» к такому не привыкли. Им подавай много и сразу.
Властям, бесспорно, тоже стоит пойти на уступки. Например, отменив сборы по «Платону». Потребовав при этом адекватного снижения тарифов в целом по отрасли. Снижение транспортных издержек даст сильнейший кумулятивный эффект по всей экономике РФ, и в итоге госбюджет получит даже больше средств. Но ведь не отменяют — владельцы системы против. Да и не факт, что что-то из «Платона» вообще попадает в казну...
То же самое — по платным дорогам. Их отмена дала бы колоссальный плюс, хорошая мобильность грузов и населения — залог успешного развития любой экономики. Но и тут отказ.
«Все средства направляются на возврат внебюджетного финансирования, привлеченного в сеть автомобильных дорог государственной компании, на содержание, их ремонт, в том числе и капитальный. Поэтому позволить без различных компенсаций обеспечить бесплатный проезд возможности нет», — заявил зампредседателя правления по операторской деятельности и развитию пользовательских сервисов ГК «Автодор» Константин Макиев.
Особо отметим — ГОСКОРПОРАЦИИ «Автодор». А госкорпорация должна, в первую очередь, решать государственные задачи. Сейчас важнейшая задача — построить новую экономику страны. К тому же никакого такого «внебюджетного финансирования» по автодорогам не существует, это хорошо известная фикция. Которую уже даже особо и не отрицают. Собственно, и тут требуется «слово и дело». И тоже с пристрастием.
А «плач Ярославны» со стороны транспортных компаний пройдёт сам собой. Нет возможности покупать Volvo, MAN, Iveco и иже с ними? Есть МАЗ, КамАЗ и всякие разные «китайцы», проблема обновления автопарка вполне решаемая. По запчастям вроде как налажен «параллельный импорт», хотя, конечно, все непомерно дорого. Но ведь можно устроить «финт ушами», а именно продать подержанные иномарки обратно за границу (например, в «третьи страны»), а самим купить вышеозначенные отечественные и китайские грузовики. Кто ищет — тот всегда найдёт. Главное, не стенать, а заниматься делом.
Грузовые перевозки в РФ вообще непомерно дороги. Как для бизнеса, так и для населения. Собственно, это каждый может ощутить на своём собственном кармане, особенно если надо что-то доставить на дачу или в другой город. Даже в ЕС, с их ценами на топливо, все не так разорительно. Поэтому снижение цен стоит только приветствовать. И поддерживать на государственном уровне. Весной сего года были и иные интересные инициативы. В частности, о снижении акциза на топливо и полной отмене транспортного налога. Но и их «похоронили». А зря — развитию экономики это бы очень помогло.