Молочка: голода не будет, но выбор станет меньше
Заводы могут лишиться поставок иностранной закваски, которую используют для приготовления кефира, сметаны, йогуртов.
Производство закваски - довольно сложный процесс. Специалистам приходится учитывать множество деталей: виды микроорганизмов в самих заквасках и бактериальных концентратах, их специфические свойства, способность взаимодействовать друг с другом. Далеко не все микроорганизмы дружат между собой, поэтому производство такого продукта - целый научный процесс, который начинается с селекции штаммов микроорганизмов. Нужно специальное оборудование, которое поддерживает определенную температуру и другие показатели. Неудивительно, что организацией такого трудоемкого процесса занимаются немногие предприятия. В России есть только две аналогичные фабрики - в Барнауле и Угличе. Но до сих пор практически все молочные предприятия приобретали закваску в Европе. На сегодняшний день зависимость от импорта, по данным отечественных компаний, составляет 80%.
Сейчас поставки ограничены из-за санкций. Сама молочка в список запрещенных товаров не вошла, но нарушены логистика и финансовые процессы. В первую очередь речь идет о том, что валютные ограничения не позволяют полноценно проводить платежи. Промышленникам остается ориентироваться на отечественный товар. Но мощности двух предприятий позволят продержаться на плаву лишь отдельным комбинатам, на всех их не хватит. Если не решить проблему немедленно, каждый россиянин почувствует на себе «кисломолочный дефицит». Эксперты считают, что случится это ближе к новому году: на сегодня у производителей есть запасы закваски, но их хватит максимум на полгода.
К январю, предполагают эксперты, молочка значительно подорожает. В отрасли говорят, что уже подскочили в цене электроэнергия, горюче-смазочные материалы, строительные материалы, запчасти к оборудованию. Это неизбежно скажется на росте себестоимости пищевых продуктов и повлияет на уровень будущих затрат. Можно ожидать, что к новому году ценники на отдельные виды молочной продукции вырастут до 50%. Но еще вероятнее, что часть товаров просто исчезнет из продажи и полки магазинов заметно опустеют.
«В России сократится ассортимент товаров, к которым привыкли отечественные потребители. Голода не будет. Самые простые сорта сыра, ряженки, простокваши, творога не исчезнут с полок, но выбор станет меньше», - заявил член Комитета Госдумы по аграрным вопросам Сергей Лисовский.
Ситуация усугубляется еще и тем, что федеральные сети взяли за правило прибавлять к оптовой цене значительные наценки. Молочный союз России даже обратился в правительство России и Федеральную антимонопольную службу с просьбой принять меры. «Главное в проблемах с продажами - у сетей очень высокие наценки. Конечно, вмешательство в рынок недопустимо, но что касается сетей, то именно так нужно поступить. Самая высокая накрутка идет на продукты, производство которых требует большого количества молока. Это, к примеру, сыр, масло, сметана. Жалобы на то, что у федеральных сетей высокие наценки, поступают в союз от производителей со всей России», - заявила директор молочного союза России Людмила Маницкая.
Ее заместитель по экономике Александр Рыбин заметил, что наценка ретейлера достигает 50-150%. То есть, если бы не жадность торговцев, молоко, сметану и другие товары можно было бы покупать по цене в два раза меньшей, чем сейчас.
«Нашим заводам надо резко увеличивать объемы производства. Для этого нужны инвестиции. Без помощи сами предприятия не смогут привлечь инвесторов. Необходима государственная программа поддержки. Для развития заводам требуются средства. Крупным молокоперерабатывающим предприятиям можно дать субсидии и льготы по аналогии с тепличными комплексами: возврат до 30% затрат на капитальное строительство, льготные кредиты на закупку оборудования и строительные работы», - считает Сергей Лисовский. Депутаты уже отправили письмо с предложениями по поддержке отрасли в правительство. Ждем ответа.
Наталья Пуртова.
Фото: АГН «Москва»