«Запчасти будут, но без гарантии качества» – новосибирский автоэксперт о параллельном импорте
Параллельный импорт был легализован в России 29 марта 2022 года. 6 мая был утвержден итоговый список товаров, которые можно ввозить и продавать в России без разрешения правообладателя. В конце мая на российский рынок по схеме параллельного импорта начали поступать первые автозапчасти. Так, 30 мая «Известия» сообщили о старте онлайн-продаж деталей для транспортных средств на Wildberries. Крупнейшие российские маркетплейсы видят рост активности предпринимателей на своих площадках: регистрируются новые участники, предложений по автозапчастям становится всё больше. Эксперты говорят, что благодаря легализации параллельного импорта, скорее всего, действительно не будет дефицита автозапчастей. Но актуальными станут другие вопросы: качество и цена.
«В первую очередь, конечно, большое опасение насколько качественная это будет продукция, – говорит руководитель Новосибирского отделения Федерации автовладельцев России Вячеслав Ашурков. – Потому что когда ты берешь фирменные коробки с деталями Toyota, Mercedes и т.д., то ты понимаешь, что качество тебе гарантировано. А когда ты берешь дубль, то тут как повезет. Нас сейчас поставили в положение, когда выбора нет. У нас с вами сейчас будут большие сомнения, насколько это действительно оригинальная запчасть. Никто за это дело не отвечает. И автомобильный магазин тоже не гарантия, он получил от своего поставщика, а прямых поставок от производителей нет. Да, из двух зол – отсутствие запчастей и сомнительное качество – выбрали меньшее, но вопросы качества и надежности остаются открытыми».
фото pixabay.com
Эксперты уверены, что параллельный импорт не приведет к снижению цен на автозапчасти. В серых схемах поставок участвуют посредники, и они берут плату за свои услуги. В итоге заплатить за это придется потребителю.
«Всё, что проходит по серому импорту, я считаю, будет дорожать, потому что в этих цепочках появляются новые участники, – говорит Вячеслав Ашурков. – По сути, чтобы ввезти какую-то импортную деталь в Новосибирск, в Россию нужно использовать как минимум одну страну в качестве перевалочной базы. Потому что прямые поставки невозможны. На этой ситуации многие хотят заработать».
«Мы не держим большого запаса запчастей, кроме каких-то мелких деталей, – говорит менеджер автосервиса Kolecity Екатерина Козлова. – Всё остальное – элементы ходовой, элементы двигателя – мы привозим под заказ на конкретный автомобиль. И мы видим динамику цен. В марте был резкий рост. Потом какое-то время стабилизация. Сейчас цены тоже меняются: некоторые позиции дорожают. Проблем с наличием не было. У наших обычных поставщиков, оптовых компаний, все эти месяцы запчасти были в наличии. Они принимали какие-то решения, искали пути поставок. Мы же видели только рост цен. Укрепление рубля эту картину не особо изменило».
фото pixabay.com
Стабилизацию цен стоит ждать через 4-5 месяцев, говорят участники рынка. Сейчас автовладельцам советуют сравнивать предложения, потому что разброс цен на запчасти может быть существенным. Также многие эксперты считают, что в текущей ситуации, когда нет уверенности в качестве деталей, ввозимых по новой схеме, более надежными могут стать проверенные дубликаты. В Китае, Тайване есть предприятия, которые специализируются на «дублях». Ряд производителей заработали себе неплохую репутацию. И на эти каналы поставок санкции не повлияли.