Атака клонов: чего нельзя импортозаместить своим умом, можно "скопировать"
Российские чиновники призывают заняться копированием иностранных образцов техники – переключиться на так называемый «реверсивный инжиниринг». Как один из вариантов начала реиндустривлизации это неплохая тема, однако не стоит забывать, что далеко не все иностранные решения оправданы и рациональны. Отечественные конструкторы не раз доказывали, что русская техническая мысль способна создавать более интересные механизмы.
«Задача, которая перед нами стоит — это реверсивный или обратный инжиниринг. Мы не можем в полном объеме отремонтировать тот или иной узел или сделать тот или иной компонент, но компонент, отвечающий этим функциональным требованиям, мы можем сделать. Эту задачу нам придется решать года за два, и вопрос — кто сможет этим заниматься. Мы должны решить задачу за год, пока есть еще запасные части, пока еще есть надежность функционально-технологических систем», — заявил вице-губернатор Санкт-Петербурга Владимир Княгинин.
Реверсивный инжиниринг — это создание аналогов по уже существующему образцам. Если на «пальцах»: нужен нам, к примеру, ШРУС на Renault Logan. Поставок запчастей нет, требуется наладить импортозамещение. А то все эти машинки со временем встанут, трансмиссия требует регулярной замены расходников. От «девятки» не приколхозить — не подходит. Посему берём эту детальку, «оригинал», разбираем, обмеряем, ищем нужные материалы, рассчитываем, делаем чертежи и техдокументацию. Всё это — исходя из тех производственных возможностей и сырья, которые у нас имеются. После чего начинаем выпуск продукции.
Но ШРУС — это самое простое. Аналогичное нужно сделать с тем самым компьютером, на котором вы сейчас читаете данный материал, или со смартфоном. И тут мы упираемся в проблему, нашим чиновникам, судя по всему, неведомую. В производственную базу.
Наружный ШРУС для Logan в России уже производится, в Магнитогорске на НПО «Бел Маг». Ценник привлекательный, на качество народ не жалуется. Но этого — мало. Во-первых, завод один. Во-вторых, помимо продукции Renault по дорогам страны бегает куча всего прочего. В-третьих, запчастей нужно много и всяких разных. То есть нужно много новых заводов. Всяких разных.
Изготовить тот же компрессор кондиционера для какой-нибудь иномарки мы не осилим. Потому, что нет в России аналогичных производств. И никому это не надо. В плане вложений. «Олигархи» не собираются инвестировать в страну в принципе, а государство продолжает копить нефтедоллары, видимо, в ожидании очередных «санкций». То есть воровства западниками и этих активов. Компрессоры для «кондеев» делать негде, и никакой «реверсивный инжиниринг» тут не поможет. Производственных возможностей для выпуска данных изделий просто нет. Сперва нужно создать соответствующий завод, а вот на нём уже можно будет уже делать эти компрессоры. Хоть для Volksvagen, хоть для Renault или Mitsubishi.
Правда, придётся ещё решить проблему с сырьём. Де-юре у нас в стране самые лучшие в мире стали (или одни из самых лучших — наследие СССР), а де-факто таковых больше нет.
«Многие советские марки сталей уже не выпускаются, если вам их предлагают — это обман. Технологии производства отдельных инструментальных сталей и вовсе утеряны, режущий инструмент производить не из чего. Да и в целом идёт жуткая пересортица. Выпускают что попроще, подешевле, продают — как качественный товар. По сути, везде только Ст3 и иже с ней, что-то иное можно купить лишь по хорошему знакомству. И то не всегда — когда где-то вдруг сварят что-то настоящее. Опять-таки по спецзаказу, для своих», — объясняет руководитель одного предприятия с Урала.
Проблемы с сырьём решить несложно, нужно всего-навсего национализировать металлургические заводы. Иначе никак — сколько волка не корми, он всё равно в лес смотрит. Это — про «олигархов». Если их не ликвидировать как класс, они продолжат свою деструктивную деятельность.
«Нужна национализация топливно-сырьевого сектора российской экономики и других стратегических отраслей, которые должны работать на весь народ, а не обогащать избранных господ. Отметим, что сегодня в России в топливно-сырьевой сфере почти 60% структур являются частными и контролируются олигархами», — считает координатор движения «Левый фронт» Сергей Удальцов.
Плюс возрождение науки и государственных стандартов, без этого опять-таки никак. Кто-то должен заниматься этим самым инжинирингом, пусть даже «реверсивным». Причём не абы как — по приказу босса пытаться «сколхозить» что-то подешевле, лишь бы продавалось — а на качественном уровне. Чтобы получались изделия (и технологии) двойного назначения: и на «гражданку», и в «оборонку». Как несложно догадаться, «бизьнесу» на обороноспособность России наплевать.
Всё вышеуказанное сложно, но выполнимо — в машиностроении, станкостроении, производстве стройматериалов, и т.д. При условии национализации «олигархических» структур, масштабных капитальных вложениях в новое оборудование и «зелёного света» честным специалистам всё получится. Правда, до кучи придётся ещё произвести «зачистку» в отраслевых министерствах, но кто-то же и лес валить должен…
А также ввести всеобщую ответственность за нецелевое расходование госбюджетных средств. Так, некая фирма «Русавиапром» — производственные мощности у неё отсутствуют — просит девять миллиардов рублей на копирование американского авиадвигателя Honeywell TPE331. Его собираются ставить на «кукурузники» Ан-2. Скопировать собираются за пять лет. Как-то долго... За пять лет, как говорил Ходжа Насреддин, или ишак сохнет, или падишах. Судя по всему, расчёт именно на это.
«Такой подход успешно реализуется, например, в Китае. Но без поддержки и госфинансирования решить эти вопросы в перспективе ближайших пяти лет невозможно», — говорит гендиректор предприятия Алексей Крюков.
Да, реализуется. Но в КНР тех, кто украл казённые средства, пачками ставят к стенке. Помогает. А у нас тот же «Мебельный» до сих пор процветает. Кстати, помимо вышеозначенной суммы просят ещё три миллиарда рублей на закупку американских моторов. Обещают за пять лет собрать аж 50 самолётов и отдать государству долги за моторы. Ну-ну...
«Вариант реверс-инжиниринга мы считаем наиболее приемлемым. Прежде всего, обратное проектирование, выполненное именно нашими российскими инженерами, создаст механизмы, оборудование, устройства, адаптированные именно под потребности конкретного клиента. И по этим чертежам можно будет в дальнейшем наладить серийное производство», — считает генеральный директор инжиниринговой компании «Комплекс КАД» Дмитрий Калеев.
Как-то странно всё… А какое тогда производство, если не серийное? «На коленке» что ли? Судя по подобным пассажам, полного понимания того, каким должен быть этот самый «реверсивный инжиниринг», тоже нет.
Гораздо сложней с радиоэлектронной промышленностью, таковой у нас нынче вообще нет. Извели под корень. Как быть с ней? Начинать, понятное дело, с чего-то надо. Но применим ли тут «реверсивный инжиниринг» или нет — непонятно. Уж больно высокие технологии, отсутствующие ныне в России как класс. Судя по всему, тут нужен иной путь. А именно начать с покупки заводов (под ключ!) по выпуску простых микросхем, и только потом браться за что-то более серьёзное.
Да и про отечественные разработки в различных областях забывать не стоит. Если опираться только на этот самый «реверсивный инжиниринг», то можно оказаться в вечных отстающих, Увы, негативный пример из нашего недавнего прошлого есть. В начале 70-х тогдашний шеф КГБ Юрий Андропов — Михаил Горбачёв и его команда именно его выдвиженцы — пробил в Политбюро этот самый «реверсивный инжиниринг» в области компьютерных технологий. Типа чекисты станут таскать из-за бугра самые передовые образцы техники, их начнут копировать, и счастье будет. А все отечественные разработки надо похерить. Похерили. И оказались с голой задницей. Мастерски проведённое вредительство!
Не хотелось бы ещё раз попасть в подобную ситуацию, тем более, в условиях, когда России нужен быстрый и качественный технологический рывок. Поэтому разумней говорить не столько о слепом копировании, но и о вложениях в отечественные разработки. То есть в отраслевую прикладную науку. А она нынче прозябает на совершенно нищенском финансировании. И наработки её никому не нужны. «Олигархам» точно, у них всё просто: украл — продал — деньги вывел.
А в целом задачи решаемые. И их уже один раз решили. Российская Империя была такой же страной с воровским чиновничеством, барыгами-купчинами, «олигархами»-миллионщиками и прочими банкирами. И с отсталой экономикой. Но ведь построили новую, современную, и победили в страшной войне весь тогдашний Евросоюз!