Войти в почту

Что потеряет Урал с переносом сборки мотоциклов в Казахстан

Перенос сборочного производства в Петропавловск глава компании Ural Motorcycles Илья Хаит назвал вынужденным. По его словам, санкции сделали невозможным импорт запчастей и поставку готовой продукции за рубеж. Владелец решил сохранить штамповку рам и элементов корпуса в Ирбите, а остальное производство, в том числе сборку, перенести в Казахстан.

Что потеряет Урал с переносом сборки мотоциклов в Казахстан
© Российская Газета

Некогда градообразующее предприятие перестало быть таковым еще во времена гайдаровских реформ, но все же этот бренд до сих пор много значит для региона

Впрочем, когда сообщение об этом оказалось в топе новостей, исполнительный директор Ирбитского мотоциклетного завода (ИМЗ) Владимир Курмачев поспешил успокоить земляков. Он заверил, что предприятие продолжит выпуск мотоциклов, а в Казахстане лишь появится площадка дополнительной сборки.

- Мы давно хотели открыть такое подразделение. Это распространенная схема у производителей автомобилей и мотоциклов. Ни у кого ведь не вызывает вопросов информация о том, что автомобильная компания открыла сборку в Калуге или еще где-то, - подчеркнул Курмачев.

Будут ли при этом сокращения на ирбитской площадке? Директор заявил, что ожидается всего лишь "сезонная ротация". Правда, замглавы администрации города по экономике Надежда Волкова приводит несколько иные данные:

- Среднесписочная численность работников завода - 120 человек. В простое сейчас 20 из них, к увольнению готовят шестерых. По собственному желанию ушли 26. Они уже нашли работу на местных предприятиях. В центр занятости обратились 15 работников - в основном сборщики: им сложно найти работу, - сообщила она корреспонденту "РГ".

Конечно, в нынешних условиях потеря рабочего места - серьезная проблема для человека. Но в масштабах города даже полное закрытие мотоциклетного завода катастрофой, конечно, не станет. Почему же ирбитчане, да и все уральцы, так болезненно восприняли ситуацию? Некогда градообразующее предприятие перестало быть таковым еще во времена гайдаровских реформ, но все же, видимо, этот бренд до сих пор много значит для региона.

История завода полна драматических моментов. Московский завод по производству тяжелых мотоциклов эвакуировали на Урал в октябре 1941 года, первую партию продукции выпустили спустя всего четыре месяца. За годы войны на фронт было отправлено 9799 ирбитских мотоциклов. Целью послевоенной реконструкции завода стал выпуск 20 тысяч "железных коней" в год. Уже в 1953-м начали экспорт - в основном в Восточную Европу. Позднее мотоциклы "Урал" активно покупали также во Франции, Швеции, Чили, Аргентине и других странах. Разумеется, они были доступны и советским людям: мощные "внедорожники" охотно приобретали сельские жители, да и горожане использовали их для поездок в сады и на природу.

В 1992 году ИМЗ стал открытым акционерным обществом "Уралмото". Доля государства составляла тогда 22 процента, 40 процентов акций принадлежали управляющим и рабочим завода, 38 было куплено на приватизационные ваучеры. Но, как часто случалось в те лихие годы, собственность неискушенных в рыночной экономике рабочих-миноритариев постепенно перешла в руки более крупных акционеров. Потом завод не раз менял название, пережил несколько банкротств, кадровых сокращений. Тем не менее в 1997 году с конвейера сошли 4000 мотоциклов. Тогдашний владелец Каха Бендукидзе (прикупивший по случаю и другие предприятия, в том числе Уралмашзавод) планировал выпуск новой модели "Волк", но, используя автомобильный термин, "не справился с управлением".

В начале нулевых дошло до отключения света и отопления в цехах, после чего завод купили топ-менеджеры, решившие, что ключ к успеху - увеличение доли закупок импортных деталей. "Во всем мире мото- и автомобилестроение основаны на принципах аутсорсинга. У западного производителя своего сырья максимум процентов шесть. Все остальное - готовые комплектующие. Поршни, тормоза, сиденья, рули он заказывает у производителей. У нас же все с точностью до наоборот", - заявлял Илья Хаит в статье "Три успешных менеджера хотят сделать продукцию "полумертвого" завода национальным достоянием" в журнале "Эксперт" в мае 2001 года.

При помощи импортных комплектующих, а также зарубежных инженеров и технологов качество "Урала" росло... вместе с его ценой. Со временем из доступной "рабочей лошадки" мотоцикл превратился в дорогую престижную игрушку. В числе владельцев новых "Уралов" называют короля Иордании Абдаллу II, актера Брэда Питта и других небедных жителей планеты. Крупнейшим рынком сбыта стала Америка. Выпуск продукции между тем снижался: в 2006-м - 1755, в 2015-м - 1100 штук.

Сегодняшний статус и будущее мотоциклов "Урал" активно обсуждают в соцсетях. Сами производители верят, что у марки есть будущее: "не как у старого колхозника или русской диковинки, а как у серьезного тяжелого мотоцикла, который, один из немногих, выпускается с коляской". Пользователи отдают должное высокому качеству машины, но недовольны ее ценой: в России "Уралы" в зависимости от комплектации стоят от 1 до 2 миллионов рублей. "Жаль, что цены высокие, так бы в небольших отечественных населенных пунктах эта техника была очень востребована", - размышляет Андрей Глебов в сети "ВКонтакте". "Да у них 99 процентов продаж - Америка, бизнес-модель под этот рынок заточена", - отвечает ему Михаил Половинкин. "За такие деньги уже авто покупать интереснее", - уверен Сергей Соколов. "Все еще ждем бюджетный "Урал" для народа", - не теряет надежды Ярослав Логинов.

Чем ответят производители, пока неизвестно.

Комментарий

Максим Марамыгин, директор Института стратегического планирования и финансового анализа УрГЭУ:

- Сейчас уповать на западные комплектующие вряд ли дальновидно, ведь понятно, что мы в этой цепочке не ведущие игроки, российским компаниям изначально уготовано место проигравших. Однако и в советское время существовало разделение труда - поставщики многих российских предприятий находились в других республиках СССР, странах Восточной Европы. Почему бы сейчас не наладить каналы поставки запчастей и узлов из стран СНГ, других дружественных государств? Что касается перехода российских компаний в Казахстан, то он вызван прежде всего более благоприятным налоговым режимом и возможностью избежать санкций.