К чему приведут санкции на поставки российской нефти: мнение экономиста
«Заменить российскую нефть сложно. Россия добывает примерно 11,5 млн баррелей нефти в день. В Европу уходило порядка 3,5 млн баррелей в сутки и еще где-то 1,5 млн баррелей приходилось на азиатские страны. Если США и Европа откажутся полностью от нашей нефти, то им ее могла бы поставлять Саудовская Аравия, нарастив для этого добычу до 1 млн баррелей в сутки. Также частично могли бы заменить нефть из России Иран и Венесуэла. Венесуэла хоть и дружественная нам страна, но они бы с радостью экспортировали лишние 0,5 млн баррелей в сутки. Однако возникнет нехватка нефти для Европы районе 2,5 баррелей в сутки. Вообще, в мире производится около 100 млн баррелей в сутки и примерно такое же потребление. 2,5 млн баррелей в сутки – это 2,5 % от общемирового потребления. В условиях локдауна и экономических кризисов – снижение 2,5 % потребления – это ни о чем. Из-за спецоперации на Украине в кризис вгоняется значительная часть мира, из-за чего падает спрос на нефть. Также локдаун в Китае влияет на общую потребность в нефти. Китай – крупнейший потребитель нефти в мире. От его спроса на нефть зависит вся конъюнктура мирового рынка на эту продукцию. Если предположить, что в ближайшие полгода за лето-осень спрос на нефть упадет на 3–5 %, то мир без всякого дефицита обойдется без российской нефти. Однако пока сильного спада потребления топлива не наблюдается, а экономика ЕС не вошла в рецессию. Поэтому если сейчас отключить Россию от поставок в Европу, это вызовет сильный рост цен на нефть. Я думаю, что ограничения будут вводить постепенно. Условно не в шестом, а в седьмом пакете санкций – через месяц-два, когда могут поставить вопрос о полном эмбарго. Однако к этому времени могут произойти изменения в ходе спецоперации. Кроме того, если введут санкции на российскую нефть, то мы потеряем деньги. Россия постарается увеличить поставки в Азию, но Китай и Индия могут опасаться попасть под санкции за торговлю с Россией. Также и сама реализация нефти упирается в логистические проблемы. У нас лишь небольшая часть нефти экспортируется по трубопроводу в Азию, основные поставки таким видом транспорта идут в Европу. Перевозить же танкерами непросто из-за санкционных ограничений. Так, на Северо-Западе топливные терминалы в пределах Петербурга и Ленобласти фактически не работают, так как мы не можем проходить через территориальные зоны сопредельных государств – которые против нас объявили санкции». Фото: Nikolay Gyngazov / Global Look Press / globallookpress.com