"Время товара" на рынке
Санкционная "дуэль" между Россией и Западом, разразившаяся в связи с событиями на Украине, закономерным образом ударила по товарному рынку. Во многих регионах выросли цены на продукты первой необходимости – причем не только на импортные, но и местного производства.
А вслед за подорожанием на горизонте замаячил и призрак дефицита. Пока он коснулся небольшой линейки товаров: сахар, крупы, макаронные изделия и офисная бумага.
Магазины сетуют на покупателей-паникеров, скупающих товары большими партиями "на черный день". ФАС ловит за руку ритейлеров, прячущих товар на складах, чтобы, взвинтив спрос, заработать побольше. Рубль тем временем стремительно "теряет в весе", а экономисты прогнозируют девальвацию национальной валюты, которая то ли "скоро будет", то ли "уже идет".
Девальвация, как известно, не только "роняет" реальные доходы населения, но и дает толчок внутреннему производству. Образно говоря, на смену "эпохе денег" (когда правила игры на рынке определяет финансовый капитал) приходит "эпоха товара", в которой главной фигурой является производитель, а ключевой ценностью – произведенный им продукт. Реален ли такой сценарий для российской экономики? На вопросы "Уралинформбюро" ответили эксперты.
- Почему сегодня дорожает не только импорт, но и продукция местных производителей? Поставщики пытаются "отбить" убытки от санкций?
Директор Института стратегического планирования и финансового анализа УрГЭУ-СИНХ Максим Марамыгин:
- В период экономических потрясений любые продавцы пытаются застраховаться от рисков, понимая, что рубль дешевеет, а импортная составляющая есть практически везде. Условно говоря, хлеб выращен на наших полях, а семенной материал – импортный. Многие составляющие корма в птицепроме тоже из-за границы.
К каким последствиям это может привести? Во-первых, падение покупательной способности населения, частичное снижение объемов потребления. Во-вторых, может начаться передел ассортимента в сторону дешевых сегментов. Производители понимают, что возможности потребителя падают, и для удешевления начнут заменять составляющие товара с дорогих на дешевые.
Вице-президент Союза малого и среднего бизнеса Свердловской области по связям с общественностью Владимир Лобок:
- Спекулятивная часть в нашей торговле всегда будет присутствовать, Но обратите внимание: "чистого" от внешних факторов производства у нас сейчас нет. Все слышали, как резко подорожала бумага. Производят ее из отечественного сырья, но с добавлением импортных компонентов для придания необходимой белизны. Кроме того, типографское оборудование и запчасти к нему – тоже завозные: немецкие, чешские или китайские. Отсюда и рост цены.
Председатель регионального отделения "Партии роста" в Свердловской области Алексей Кабанов:
Фото предоставлено Алексеем Кабановым
- Я бы не назвал рост цен [на отечественные товары] "не мотивированным". Его причины очевидны: резко упал курс рубля к валютам, выросла ставка ЦБ больше чем в два раза, снят огромный объем накоплений с личных счетов, вал "эмоциональных" покупок в связи с непониманием ситуации, ожидаемый дефицит некоторых товаров в связи с прекращением поставок. Последствием этого будет дальнейшая инфляция.
Независимый инвестиционный советник Виктор Немихин:
Фото предоставлено Виктором Немихиным
- На этот вопрос универсального ответа нет, потому что отечественное производство не так свободно от импорта, как нам бы хотелось: есть импортные комплектующие, наполнители, добавки в составе продукции, которые и увеличивают цену в зависимости от курсовой стоимости иностранной валюты.
Многие предприятия используют импортное оборудование. Например, такая ситуация у производителей подсолнечного масла – при том, что Россия является крупнейшим в мире экспортером этого продукта. Оборудование ломается, ему нужны запчасти, а их стоимость выросла. Должны же производители как-то компенсировать издержки. Но с другой стороны, у многих продавцов есть желание воспользоваться ажиотажем и поднять цену.
- Грозит ли рублю девальвация или она уже произошла?
Заместитель председателя Уральского банковского союза Евгений Болотин:
- В начале, надо договорится о том, что мы понимаем под девальвацией. Девальвация, в моем понимании, процесс все-таки рукотворный. Это целенаправленные действия власти по снижению стоимости национальной валюты, курс которой фиксирован по отношению к резервной валюте. Власти Китая, например, периодически проводили девальвацию юаня, чтобы поддержать конкурентоспособность китайских товаров.
Если бы наше правительство хотело девальвировать рубль, оно тоже стало бы в огромных количества закупать доллары, осуществлять эмиссию. Но Банк России этого не делает. Поэтому называть происходящее "девальвацией", на мой взгляд, не совсем правильно. Идет подстройка экономики под изменившиеся условия, которые предполагают снижение стоимости национальной валюты для закрытия растущих издержек – которые, в свою очередь, "перекладываются" в цены.
Директор Института стратегического планирования и финансового анализа УрГЭУ-СИНХ Максим Марамыгин:
- Девальвация уже идет, и отнюдь не скрытая. Скрытой она была бы, если бы цена товара была прежняя, а сам товар уменьшился бы по "выходу", стал бы весить не килограмм, а, к примеру, 930 граммов. А у нас она вполне явная: товар стоил, условно говоря, рубль, а теперь – два рубля.
- Есть мнение, что девальвация рубля подтолкнет развитие в России импортозамещающих производств...
Вице-президент Союза малого и среднего бизнеса Свердловской области по связям с общественностью Владимир Лобок:
- О необходимости импортозамещения нам говорят на протяжении последних десяти-пятнадцати лет, но де-факто его нет, наоборот, ситуация после 2015 года только ухудшилась. В любом случае для реального импортозамещения нужны годы работы, огромные денежные вливания и моральная готовность хотя бы в ближайшие год-два "затянуть пояса".
Директор Института стратегического планирования и финансового анализа УрГЭУ-СИНХ Максим Марамыгин:
- Мы страна с дорогой рабочей силой и серьезным налоговым давлением. Поэтому одно только обесценивание рубля на повышении доли отечественных товаров не скажется. Нужна государственная программа импортозамещения с льготами и преференциями для тех, кто заходит в эти сегменты производства. Это может привести к насыщению рынка отечественным товаром. Возможно, нужны ответные санкции, ограничивающие поток импорта на наш рынок. И я абсолютно убежден, что на первом этапе импортозамещение вызовет не падение, а, наоборот, рост цен, потому что организация нового производства всегда дорогостоящее дело.
Независимый инвестиционный советник Виктор Немихин:
- Для импортозамещения нужны либо девальвация рубля, из-за которой себестоимость местного производства становится экономический выгоднее покупки товара за границей, либо дефицит импортного товара, когда вы не можете закупать товар за рубежом, поэтому начинаете производить его дома, пусть даже с более высокими наценками и издержками. Либо оба эти фактора вместе.
Другое дело, что сегодня мировая экономика настолько интегрирована, что разрывы связей чреваты для всех сторон. И далеко не всё мы можем произвести самостоятельно. Сейчас комплектующих для отечественных автомобилей не хватает, потому что мы их не производим, и детали для авионики тоже непонятно где брать. Но и на Западе те же проблемы: они сейчас не знают, где брать удобрения для посевной, ведь одним из ведущих поставщиков удобрений для них была Россия.
- Может ли текущая ситуация привести к наступлению в России "эпохи товара", когда правила игры на рынке определяет не покупатель, а производитель или продавец?
Заместитель председателя Уральского банковского союза Евгений Болотин:
- Я не думаю, что "эпоха товара" грядет. В капиталистическом обществе все определяет спрос. Есть спрос – капиталист развивается, нет спроса – капиталист банкротится, потому что без спроса ты продукцию не продашь, даже если она высочайшего качества.
Россияне активно понесли деньги в банки под высокие проценты, а значит, дешевых кредитов и дешевой ипотеки в ближайшее время не будет. Спрос на многие товары тоже снизится, и производители вынуждены будут снижать цены.
Независимый инвестиционный советник Виктор Немихин:
- Чтобы ответить на вопрос, кто на рынке главный, продавец или покупатель, нужно понять, о каком сегменте рынка идет речь. Например, на рынке чипов еще с середины пандемии первую скрипку играет производитель. К самым успешным из них покупатели выстраиваются в очередь за микросхемами на год-два вперед.
Может ли текущая ситуация привести к тому, что наш внутренний рынок станет "рынком продавца"? На мой взгляд, может. Потому что привычные цепочки поставки товаров сейчас рвутся, по каким-то позициям растет дефицит, а значит, продавец этого дефицита получает возможность диктовать рынку свои условия.
Беседовал Евгений СУСОРОВ